УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
ке Горация. Энгельс очень хорошо знал поэзию Горация. Он читал его стихи для развлечения, но личность самого поэта вызывала у него сильнейшую антипатию. В письме к Марксу от 21 декабря 1866 г. Энгельс называет Горация политическим прохвостом. „Представьте себе этого честного человека, бросаю щего вызов в лицо присутствующего тирана и ползающего на брюхе перед Августом"1. Однако, наше литературоведение не может безоговорочно принять все положения революционеров-демократов. Метод их анализа творчества Горация полнее всего раскрывается в статье Добролюбова „Сатиры Горация". Критик подошел к анализу жизни и творчества римского поэта исключительно с позиций русского революционного демократа 60-х гг. Он прямо заяв ляет, что не намерен рассматривать Горация с точки зрения его эпохи, что он будет игнорировать „нравы тогдашнего вре мени, существовавшие тогда обычаи и установления". Марксистско-ленинский метод исследования истории лите ратуры требует конкретно-исторического подхода к твор честву писателей прошлого, тщательного изучения их эпохи. На эту ступень исследования революционеры-демократы в силу исторических условий не смогли подняться. А это повлекло за собой и некоторые недостатки в их оценках, которые для нас очевидны. Прежде всего, Гораций был представителем римского рабо владельческого класса. Поэтому апология Августа была построе на у него не только на основе материальных интересов, как считал Добролюбов. Бурная эпоха гражданских войн I в. до н. э., последнего века римской республики, напугала Горация и он вполне искренно прославляет Августа за то, что тот сделал невозможным повторение Спартаковской войны,велико го восстания рабов, потрясшего все римское рабовладельческое государство. Поэт, в данном случае, выражает мнение своего класса, который пошел на службу к империи. Не следует забывать и того, что уход Горация в личную жизнь, отказ от почетного и выгодного места секретаря Авгу ста—все эго было своеобразной формой протеста против прин ципата Августа. Август стремился нивелировать всех граждан империи, лишить их личной жизни и заставить целиком по жертвовать собой ради „божественного" императора. Добролюбов сам указывает на наличие противоречия в отношении Горация к Августу, но не дает ему правильного 1 К. М а р к с и Фр. Э н г е л ь с , Соч., т. ХХШ, стр. 390. 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=