УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

содержания обеих статей Добролюбова. Критик указывает, что ни русские сатирики XVIII в., ни тем более Гораций, не стреми­ лись изменить социальную действительность. Говоря о сатирах Горация, Добролюбов указывает на его „пустое фразерство", а сатиры русских писателей XVIII в. он не вполне справедливо называет „спором для спора, остроумием для остроумия"Т Подобными сопоставлениями мы не собираемся доказывать сходство сатиры Горация и русских сатириков XVIII в. Наша цель иная: показать близость идейного содержания двух ста­ тей Н. А. Добролюбова. Разница между сатирами Горация и сатирами русских писателей века Екатерины бесспорна. Превосходство русских сатириков над римским сатириком не вызывает никаких сомнений. Русские сатирики указали в своих произведениях на целый ряд общественно-вредных, глу­ боко типичных для русской действительности явлений. А в сатирах Горация читатель напрасно будет искать какого-либо общественного содержания. В них обличаются только мораль­ ные недостатки и пороки отдельных людей. Сатиры Горация не удовлетворяли требованиям даже либеральной сатиры, но вполне соответствовали стремлениям реакционеров из школы „чистого искусства" типа А. Фега и Дмитриева, желающих, чтобы сатира вообще не касалась социальных явлений дей­ ствительности, а занималась бы морализующими рассуждениями об общечеловеческих пороках и слабостях. Поэтому статья Добролюбова о сатирах Горация была направлена одновременно и против консервативного лагеря, и либеральной критики. Горацию-сатирику Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролю­ бов противопоставляют сатиры Ювенала. Чернышевский прямо упоминает имя Ювенала, Добролюбов же имеет его в виду, когда говорит о настоящей сатире. Таким образом, в оценке творчества Горация Добролюбов был вполне солидарен с Чер­ нышевским. В советском литературоведении не было уделено должного внимания статьям русских революционеров-демократов о Го­ рации. Специального исследования на эту тему нет. Отсутствуют даже развернутые комментарии этих статей. Так, комментатор статьи Чернышевского об „Одах" Горация идейный смысл ее определяет единственной фразой: „Чернышевский не ставит в рецензии проблемы исторического значения поэзии Горация; его интересует значение Горация для современности" 2. 1 Н. А. Д о б р о лю б о в , Соч., т. II, М. 1935, стр. 139. 2 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й , Поли. собр. соч., т. IV, стр. 898. 187

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=