УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
типично добролюбовская мысль, ярко характеризующая пре красный, кристально чистый образ революционера-демократа. „Не трудно носить убеждение в душе, быть благородным чело веком на словах. Но у людей с сильными убеждениями они проявляются и на деле; а к этому-то и неспособен был Гора ций"1. Добролюбов говорит дальше, что Гораций был просто трус. Охарактеризовав личность Горация, Добролюбов приступает к анализу его творчества. Этот анализ носит уничтожающий характер. Добролюбов признает поэтическое мастерство рим ского поэта, но революционеру-демократу этого недостаточно. Стихи Горация кажутся ему пустым фразерством, лишенными всякого содержания, так как, по мнению Добролюбова, у Горация нет убеждения, а без убеждения поэт не может ничего сказать читателям. Особенно не удовлетворяют его сатиры Горация. Добролюбову не нравится их преимущественно мора лизующий характер. Отсутствие убеждений привело Горация к тому, что „...в его произведениях место глубокой мысли и истинного чувства так часто заступают придуманные, сочиненные чувства и положе ния, риторические описания, гнилые сентенции. Что господ ствует в одах Горация? Риторика и лесть. О чем пишет он в своих сатирах? О пирах, об умеренности, об любостяжании; хвалит сельскую жизнь, бранит дурных стихотворцев, описы вает шутов и болтунов, рассказывает о своих путешествиях и т. п.“ У Горация встречаются и такие „...сатиры, которые скорее похожи на описания, чем на сатиры. Довольно прочесть его „Поездку в Брундузиум", чтобы убедиться в этом... Ни дать, ни взять — путевые письма почтеннейшего русского грамматика, Николая Ивановича Греча"4. Гораций оказывается ничем не лучше ничтожного реакцио нера, продажного писаки, агента III отделения, Греча. Добро любов, наконец, написал это сравнение, все время приходившее ему на ум. Не случайно Добролюбов с такой резкостью говорит о сатирах Горация. Спор о характере сатиры и о целях сатиры имел в середине XIX века особенное значение. По этому вопросу революционерам-демократам приходилось вести борьбу на два фронта: против реакционной школы „чистого искусства" и против лагеря либеральной журналистики. 1 Н. А. Д о б р о л ю б о в , Соч., т. I, М. 1934, стр. 451. 2 Там же , стр. 452 — 453. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=