УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

тением более серьезного взгляда на жизнь, и действительно ли эта перемена совершилась так, как говорят они"1. Этот вопрос адресован прежде всего либеральной критике, объясняющей прогрессивные взгляды многих людей энтузиаз­ мом, свойственным молодости. Добролюбов же, наоборот, с горечью говорит о том, что много прекрасных людей было погублено холодной силой житейского расчета. „Редко слу­ чается видеть людей,— пишет он далее,— которые под старость переменяют свои юношеские убеждения на более здравые. Гораздо чаще бывает наоборот. Юноша бескорыстнее любит добро и горячее, чем взрослый человек, сочувствует всему высокому. К сожалению, не все способны сохранить эту нрав­ ственную свежесть до лет более зрелых. Натуры, лишенные энергии, скоро утрачивают ее, падая под бременем внешних обстоятельств и случайностей жизни. Мало-помалу они при­ выкают к своему новому положению, холодный житейский расчет вознаграждает их за нравственные потери, и они спо­ койно идут своей колеей. К числу таких людей принадлежал и знаменитый наш Гораций.. .“ з Затем следует язвительная характеристика личности Гора­ ция. Добролюбов отличался непоколебимой верностью своим убеждениям, способностью идти на любые жертвы ради этих убеждений. Подобную черту характера он высоко ценил и в других людях. Легко понять, какую неприязнь вызывает у него римский поэт, изменивший делу республики и перешедший на службу к империи. На основании анализа фактов биографии Горация, Н. А. Доб­ ролюбов затрагивает чрезвычайно актуальный в условиях на­ пряженной социально-политической борьбы 60-х годов вопрос о ренегатстве. Люди, продающие свои убеждения, всегда вызывали у него особенное отвращение. Словно исчезает даль веков и Добро­ любов говорит о Горации с такой же страстностью, с какой он оценивал бы деятельность своего врага, реакционного публи­ циста. Без сомнения, как мы увидим дальше, говоря о Горации, Добролюбов думал именно о таких публицистах. Он пишет: „Быв сначала горячим сторонником Брута и его партии, он впоследствии растерялся при первом неблагоприят­ ном толчке и вместе со щитом бросил при Филиппах и все свои убеждения. Прибыв в Рим, он увидел себя совершенным 1 Н. А. Д о б р о л ю б о в , т. 1, М. 1934, стр. 450. * Там ж е. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=