УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
тением более серьезного взгляда на жизнь, и действительно ли эта перемена совершилась так, как говорят они"1. Этот вопрос адресован прежде всего либеральной критике, объясняющей прогрессивные взгляды многих людей энтузиаз мом, свойственным молодости. Добролюбов же, наоборот, с горечью говорит о том, что много прекрасных людей было погублено холодной силой житейского расчета. „Редко слу чается видеть людей,— пишет он далее,— которые под старость переменяют свои юношеские убеждения на более здравые. Гораздо чаще бывает наоборот. Юноша бескорыстнее любит добро и горячее, чем взрослый человек, сочувствует всему высокому. К сожалению, не все способны сохранить эту нрав ственную свежесть до лет более зрелых. Натуры, лишенные энергии, скоро утрачивают ее, падая под бременем внешних обстоятельств и случайностей жизни. Мало-помалу они при выкают к своему новому положению, холодный житейский расчет вознаграждает их за нравственные потери, и они спо койно идут своей колеей. К числу таких людей принадлежал и знаменитый наш Гораций.. .“ з Затем следует язвительная характеристика личности Гора ция. Добролюбов отличался непоколебимой верностью своим убеждениям, способностью идти на любые жертвы ради этих убеждений. Подобную черту характера он высоко ценил и в других людях. Легко понять, какую неприязнь вызывает у него римский поэт, изменивший делу республики и перешедший на службу к империи. На основании анализа фактов биографии Горация, Н. А. Доб ролюбов затрагивает чрезвычайно актуальный в условиях на пряженной социально-политической борьбы 60-х годов вопрос о ренегатстве. Люди, продающие свои убеждения, всегда вызывали у него особенное отвращение. Словно исчезает даль веков и Добро любов говорит о Горации с такой же страстностью, с какой он оценивал бы деятельность своего врага, реакционного публи циста. Без сомнения, как мы увидим дальше, говоря о Горации, Добролюбов думал именно о таких публицистах. Он пишет: „Быв сначала горячим сторонником Брута и его партии, он впоследствии растерялся при первом неблагоприят ном толчке и вместе со щитом бросил при Филиппах и все свои убеждения. Прибыв в Рим, он увидел себя совершенным 1 Н. А. Д о б р о л ю б о в , т. 1, М. 1934, стр. 450. * Там ж е. 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=