УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
условиях страшного политического гнета в России, это был призыв к отказу от борьбы с самодержавием и реакционным крепостническим дворянством. Популяризация житейской муд рости Горация на деле вела к оправданию лицемерной морали- господствующих классов России, сочетавших разврат с забо тами о „денежных делах" и „добропорядочном имени". В конце рецензии мы находим следующие строки: „Такое содержание не увлечет людей нашего века, требующих от ли рической поэзии огня страсти или глубины чувства1*Ч Скован ный цензурными оковами Чернышевский не мог открыто выра зить свою мысль. Он, конечно, хотел сказать, что поэзия должна обладать политической страстностью, глубиной и си лой протеста, блестящие образцы которых давала русская клас сическая литература. В статье, посвященной переводу Фета, Чернышевский окончательно сформулировал свое мнение о поэ зии Горация, но возникло оно гораздо раньше. Еще в своей диссертации „Эстетические отношения искусства к действи тельности" Чернышевский писал: „Не восхищаться Горацием, Виргилием, Овидием может только тот, у кого недостает эсте тического чувства. А сколько в этих поэтах слабых сторон! Собственно говоря, всё в них слабо, кроме одного — отделки языка и развития мыслей. Содержания у них или вовсе нет, или оно самое ничтожное; самостоятельности нет; свежести- нет; простоты нет; у Виргилия и Горация почти нигде нет даже искренности и увлечения"2. Совершенно ясно, что уже в диссертации Чернышевский' выразил отрицательное мнение о Горации, которое принци пиально ничем не отличается от его оценки, данной в более поздней статье. Разница заключается только в том, что кри тика римского поэта в 1857 г. носит более страстный, обли чительный характер, потому что вопрос о творчестве Горация к этому времени сделался вопросом политическим. В 1858 г. в X книге „Современника" появилась статья Добролюбова „Сатиры Квинта Горация Флакка". Тон статьи необыкновенно страстный. Это объясняется несколькими при чинами. Статья Добролюбова тоже является рецензией на поя вившийся незадолго до этого перевод сатир Горация, сделан ный М. Дмитриевым. Дмитриев был таким же реакционным писателем, как и Фет, к тому же ни в малейшей степени не обладавшим поэтическим талантом и образованностью Фета. 1 Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Поли. собр. соч., т. IV, стр. 509. 2 Там же , т. II, стр. 37. 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=