УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

условиях страшного политического гнета в России, это был призыв к отказу от борьбы с самодержавием и реакционным крепостническим дворянством. Популяризация житейской муд­ рости Горация на деле вела к оправданию лицемерной морали- господствующих классов России, сочетавших разврат с забо­ тами о „денежных делах" и „добропорядочном имени". В конце рецензии мы находим следующие строки: „Такое содержание не увлечет людей нашего века, требующих от ли­ рической поэзии огня страсти или глубины чувства1*Ч Скован­ ный цензурными оковами Чернышевский не мог открыто выра­ зить свою мысль. Он, конечно, хотел сказать, что поэзия должна обладать политической страстностью, глубиной и си­ лой протеста, блестящие образцы которых давала русская клас­ сическая литература. В статье, посвященной переводу Фета, Чернышевский окончательно сформулировал свое мнение о поэ­ зии Горация, но возникло оно гораздо раньше. Еще в своей диссертации „Эстетические отношения искусства к действи­ тельности" Чернышевский писал: „Не восхищаться Горацием, Виргилием, Овидием может только тот, у кого недостает эсте­ тического чувства. А сколько в этих поэтах слабых сторон! Собственно говоря, всё в них слабо, кроме одного — отделки языка и развития мыслей. Содержания у них или вовсе нет, или оно самое ничтожное; самостоятельности нет; свежести- нет; простоты нет; у Виргилия и Горация почти нигде нет даже искренности и увлечения"2. Совершенно ясно, что уже в диссертации Чернышевский' выразил отрицательное мнение о Горации, которое принци­ пиально ничем не отличается от его оценки, данной в более поздней статье. Разница заключается только в том, что кри­ тика римского поэта в 1857 г. носит более страстный, обли­ чительный характер, потому что вопрос о творчестве Горация к этому времени сделался вопросом политическим. В 1858 г. в X книге „Современника" появилась статья Добролюбова „Сатиры Квинта Горация Флакка". Тон статьи необыкновенно страстный. Это объясняется несколькими при­ чинами. Статья Добролюбова тоже является рецензией на поя­ вившийся незадолго до этого перевод сатир Горация, сделан­ ный М. Дмитриевым. Дмитриев был таким же реакционным писателем, как и Фет, к тому же ни в малейшей степени не обладавшим поэтическим талантом и образованностью Фета. 1 Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Поли. собр. соч., т. IV, стр. 509. 2 Там же , т. II, стр. 37. 180

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=