УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
В. Г. Белинский был первым из русских критиков, который резко отрицательно отнесся к идейному содержанию поэзии Горация. Он хорошо понял, что эта поэзия— образец льстивой, раболепной придворной поэзии, которая и в самодержавно-кре постнической России была вполне реальным явлением. Спе циальной статьи, посвященной творчеству Горация, Белинский не написав, но отдельные высказывания в ряде работ дают полное представление об его отношении к римскому поэту. Гневно порицая самодержавно-деспотический режим Августа, Белинский с негодованием бичует раболепие Горация перед знатными покровителями. „Но римская поэзия,— писал он,— началась не прежде, как когда Август затворил храм Януса, и мертвым и обманчивым покоем заменил кровавые волнения республики. Отпущенный раб Гораций называл себя подража телем Пиндара, и, посвятив свою сговорчивую музу хвалению своего доброго барина, благодетеля, отца и заступника,— Мецената, ввел в моду поэзию прихожих, которая так восхи щала Французов до времен Восстановления" (т. е. Реставрации)1. Белинский дает правдивую, политически принципиальную характеристику режима Августа. Но несомненно также и то, что, говоря о „мертвом, обманчивом покое" эпохи Августа, критик имел в виду монархическую власть вообще и в первую очередь мрачное, убивающее живую мысль, обезличивающее человека российское самодержавие. Большое значение имеет совпадение высказывания В. Г. Белинского о режиме Августа, цитируемое в этой статье, с оценкой монархического режима в эти же годы молодым К. Марксом. В 1843 году Маркс писал Руге: „Принцип монархии вообще— презираемый, презренный, обесчеловеченный, человек... “2 В. Г. Белинский иронически говорит о „сговорчивой музе" Горация, склонной вступать в компромиссы с императорской властью, поэзию Горация он саркастически называет „поэзией прихожих". Не случайно и упоминание о популярности поэзии Горация в реакционных дворянско-монархических кругах фран цузской Реставрации. Подобной же резкостью отличаются и другие высказывания Белинского о Горации. „Отпущенник Мецената" (?), Гораций, до бровольно остался рабом и холопом своего милостивца и соз дал м е ц е н а т с к ую поэзию (подчеркнуто Белинским— Ю. Т.), 1 В. Г. Б е л и н с к и й , Сочинения, под ред. Венгерова, СПб. 1903, т. VI, стр. 294. 2 К. Ма рк с , Письма, 1923, т. I, стр. 348. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=