УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
ная и энергичная натура, является разрушителем спокойной обывательской жизни. Вообще на всем романе заметно стремление автора дать больше живых сцен, ярких картин, конкретизировать образы. Но эти стремления не всегда удачно воплощаются в художествен ной практике. Автор много рассказывает о чувствах и пере живаниях героев, тогда как следовало бы заставить их самих все это пережить и перечувствовать. В целом стиль романов Чернышевского противостоит стилю произведений писателей либерально-дворянского лагеря более острой постановкой больших социальных, философских и эти ческих проблем и последовательным решением их. Политиче ская острота в решении поставленных вопросов определила собою наличие боевой публицистики, которая врывалась в ткань художественного произведения. Правда, в „Алферьеве1 истолко вание публицистических мест значительно усложняется, так как затруднительно бывает дать четкое разграничение, где го ворит мнимый Чернышевский и где подлинный. Зачастую за иронией рассказчика и его меткими репликами скрывается сам автор. Публицистичность романа, стремление автора показать ге роя как тип общественного поведения, как социальный характер, приводили иногда к обеднению душевного мира человека. Но в целом романы Чернышевского, как и вообще творче ство писателей-демократов, были шагом вперед в развитии критического реализма. Принципы революционных демократов создавали предпосылки для возникновения в другую эпоху на основе марксистско-ленинского учения принципов большеви стской партийности в литературе, которые впервые так блестяще были обоснованы и разработаны В. И. Лениным в статье „Пар тийная организация и партийная литература". Однако эта близость творческих установок не должна при водить к их отождествлению. Литература социалистического реализма, родоначальником которой явился Горький, не была ло гическим завершением или результатом чисто количественного роста классической литературы. Социалистический реализм каче ственно отличается от критического реализма революционных демократов, так как он возник в иных исторических условиях и на этой философской основе. Философской основой социа листического реализма является диалектический и историче ский материализм. Это дает возможность советским писателям понять жизнь в революционном развитии, за видимостью явле ний вскрыть их взаимосвязь, взаимообусловленность и с этих 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=