УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

ная и энергичная натура, является разрушителем спокойной обывательской жизни. Вообще на всем романе заметно стремление автора дать больше живых сцен, ярких картин, конкретизировать образы. Но эти стремления не всегда удачно воплощаются в художествен­ ной практике. Автор много рассказывает о чувствах и пере­ живаниях героев, тогда как следовало бы заставить их самих все это пережить и перечувствовать. В целом стиль романов Чернышевского противостоит стилю произведений писателей либерально-дворянского лагеря более острой постановкой больших социальных, философских и эти­ ческих проблем и последовательным решением их. Политиче­ ская острота в решении поставленных вопросов определила собою наличие боевой публицистики, которая врывалась в ткань художественного произведения. Правда, в „Алферьеве1 истолко­ вание публицистических мест значительно усложняется, так как затруднительно бывает дать четкое разграничение, где го­ ворит мнимый Чернышевский и где подлинный. Зачастую за иронией рассказчика и его меткими репликами скрывается сам автор. Публицистичность романа, стремление автора показать ге­ роя как тип общественного поведения, как социальный характер, приводили иногда к обеднению душевного мира человека. Но в целом романы Чернышевского, как и вообще творче­ ство писателей-демократов, были шагом вперед в развитии критического реализма. Принципы революционных демократов создавали предпосылки для возникновения в другую эпоху на основе марксистско-ленинского учения принципов большеви­ стской партийности в литературе, которые впервые так блестяще были обоснованы и разработаны В. И. Лениным в статье „Пар­ тийная организация и партийная литература". Однако эта близость творческих установок не должна при­ водить к их отождествлению. Литература социалистического реализма, родоначальником которой явился Горький, не была ло­ гическим завершением или результатом чисто количественного роста классической литературы. Социалистический реализм каче­ ственно отличается от критического реализма революционных демократов, так как он возник в иных исторических условиях и на этой философской основе. Философской основой социа­ листического реализма является диалектический и историче­ ский материализм. Это дает возможность советским писателям понять жизнь в революционном развитии, за видимостью явле­ ний вскрыть их взаимосвязь, взаимообусловленность и с этих 171

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=