УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

дит принципиальную основу: в университете ему нужно изла­ гать науку, противную его убеждениям, а здесь вся его миссия сводилась к простой подготовке учеников к экзаменам. В суж­ дениях Алферьева чувствуется строгая логика, сила мысли, а это говорит о том, что Алферьев отнюдь не экзальтированный человек: „Себе я не представляюсь таким человеком,— говорит он рассказчику. — Как видите, я флегматик. Я сужу холодно"1. Но не следует думать, что Алферьев насиловал себя, рассу­ дочно навязывая себе эту последовательность. Тот же рас­ сказчик с ужасом замечает: „Ясно было, что все его дикие выходки представляются ему вещами совершенно обыкновен­ ными, что он делал их без всякого колебания, и даже беа особенного усиления; что его мономания овладела всей его нату­ рой, ион рассуждает о ней, поступает по ней так же инстинктив­ но, легко, машинально, как мы киваем головою при встрече с зна­ комыми, говорим „здравствуйте", и „каково ваше здоровье"2. Однако этот человек, у которого верность принципам вошла в плоть и кровь, менее всего похож на бездушного автомата. Прежде всего сама внешность Бориса Константиновича опро­ кидывает карикатурное представление либералов и эстетов O' разночинцах-демократах как о „лохматых нигилистах", чихаю­ щих на небо. Алферьев одет изящно, в его костюме заметны тонкий вкус и строгая простота. Свою жалкую комнату он украшает брон­ зовою статуэткой, изображающей знаменитую французскую актрису Рашель. Собираясь в дальнюю дорогу, он заказывает купить себе вещи с точным описанием всех их качеств. Рассказ­ чик пишет: „...половина вещей казалась взята из кабинета светского капризника, другая половина— с туалетного стола светской девушки"3. Изящный французский язык составляет его страсть. Даже „ценителю" прекрасного, рассказчику, кажутся стран­ ными подобные увлечения Бориса Константиновича. Эту склон­ ность к изящному в мужчине он считает „признаком пошлой пустоты". Женщине он мог простить подобные слабости,, потому что она, по его мнению, игрушка, а „игрушка должна быть нарядна, это ее право, это ее утешение, она должна заниматься этим"4. 1 Н. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й , Поли. собр. соч., т. XII, стр. 9. 2 Т а м же, стр. 31. 3 Т а м же, стр. 25. ‘ Там же , стр. 14. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=