УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

общих черт в образах Алферьева и Сырнёва, следовало бьг отметить и присущие им индивидуальные черты, чего, к сожа­ лению, не сделано автором содержательной статьи. Чернышевский отлично понимал, что подлинно положитель­ ный образ возможно создать, только показав его как деятеля революционного лагеря. Черты революционности у Алферьева, несмотря на незаконченность романа, воспринимаются более отчетливо, чем у Сырнёва. В то же время автор „Алферьева" показал, что образы революционеров не являются готовыми, а воспитываются, вырастают в преодолении трудностей, закаля­ ются в жизненной борьбе. Таким именно и показан Алферьев. Илья Никитич Алферьев знакомит читателя с некоторыми эпизодами из жизни своего племянника. По его мнению, в Алферьеве сочетались ровная мягкая послушливость с дубовым упрямством. Об этом свидетельствуют многие факты. В дет­ стве Бориньке захотелось научиться читать вверх ногами, и он добился своего. Алферьев много затратил времени на то, чтобы выучить скворца говорить: „Боринька, выпусти меня". И когда скворец заговорил, он со слезами умиления выпустил его на волю. Захотелось ему один раз спуститься со второго этажа по водосточной трубе и он сделал это. На тревожный вопрос мамаши Боринька, спускаясь по трубе, спокойно ответил; „Сейчас ворочусь, мамаша". Эти факты свидетельствуют о настойчивости и силе воли ребенка. А вот следующий факт гово­ рит о его демократических склонностях. Домашняя прислуга стала обращаться к нему на вы. Боринька запротестовал. И сколько бы ему ни говорили: „Борис Константинович, мамаша зовет Вас", он не считал нужным откликаться. И добился, что ему стали говорить: „Боринька, мамаша зовет тебя"1. В дальнейшем у него произошли серьезные столкновения- с самодуром отцом, который, будучи губернатором, привык к покорности окружающих. Отец приказал сыну поступить в кадетский корпус, сын запротестовал. Он стремился стать студентом университета. Ни уговоры, ни приказания, ни физи­ ческие репрессии не помогли. Отец в конце концов сдался.. Уже будучи студентом, Борис Константинович во время кани­ кул заметил грубое обращение отца со своими слугами. Снова произошла размолвка, и отец вынужден был уступить. По окончании университета, как только появилась возможность удовлетворить свои минимальные потребности, так Алферьев отказался от помощи отца. 1 Н. Г, Ч е р н ы ш е в с к и й , Поли. собр. соч., т. XII, стр. 17. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=