УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
■Требование положительного героя настойчиво выдвигалось всей революционно-демократической критикой, начиная с Бе линского. Особенно ценна была в этом плане статья Добролю бова „Когда же придет настоящий день", которая восприни малась как литературный манифест революционных демократов. Разночинец стал центральной фигурой в жизни и литера туре 60-х гг. Об этой эпохальной фигуре нельзя было не писать. В основу творчества писателей-демократов был поло жен принцип революционно-демократической идейности. А это поднимало критический реализм на новую, более высокую сту пень его развития. Исследователи беллетристики великого демократа анализ центрального образа Алферьева дают в сопоставлении с обра зом Рахметова. Так, например, А. Пулинец считает Алферьева поправкой к Рахметову, героем более высокого типа. Он пи шет: „Боясь, как бы аскетизм Рахметова не затмил перед читающей молодежью его ведущих качеств революционера, Чер нышевский, кажется нам, с этой целью и делает ударение на эстетических наклонностях... у своего нового героя"1. Нам, кажется, что подобное сопоставление противоречит житейской истине. Революционные демократы по своим личным качествам могли быть самыми разнообразными людьми. Об этом писал сам Чернышевский. Новые люди в целом, конечно, противостоят людям „допотопного общества", но внутри себя они сохраня ют яркие индивидуальности. „Тут есть всякие люди: и сибари ты, и аскеты, и суровые, и нежные, и всякие, всякие",— писал он в романе „Что делать?"3. Одним из представителей этих „всяких" и является Алферьев, так что Чернышевский ника ких поправок к Рахметову не вносил. А. П. Скафтымов в своей статье „Художественные произве дения Чернышевского, написанные в Петропавловской крепости", сближает образ Алферьева с образом Сырнёва из романа „Повести в повести", называя их людьми „идеально-должного"'1. Оба они люди логики, — пишет автор статьи, — причем Сырнёв в умозаключениях идет гораздо дальше Алферьева. А. П. Скаф тымов совершенно правильно считает, что Алферьева и Сырнёва можно охарактеризовать эпиграфом из „Повести в повести": „С своей чистой душой, и средь лучших людей, белый голубь он был в черной стае грачей", Однако, указывая на наличие 1 „Научные записки Ворошиловградского государственного педаго гического института'', т. !, 1У40, стр. 40. * Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Что делать?, ГИХЛ, 1951, стр. 192. 3 Сб. „Н. Г. Чернышевский", Саратов, 1939, стр. 240. 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=