УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

нимались Софьей Филипповной весьма примитивно: смотреть, чтобы развращенные молодые люди не учили девушек выходить из повиновения родителей. Софья Филипповна типичная мещанка. В ней есть черты, родственные Марии Алексеевне Розальской. Она женщина вла­ стная, своего мужа держит в строгом послушании. Вместе с Антоном Владимировичем она занимается ростовщичеством. Ее желания не идут дальше материального благополучия и удач­ ного замужества дочерей. Потому-то Софья Филипповна была огорчена поведением Лизы, отпугивающей своим холодным об­ ращением всех женихов, которые „наклевывались**. Так пере­ стали в их доме бывать Соболев (спекулянт, пройдоха) и др. молодые люди. Лиза вполне права, когда говорит об умственном убожест­ ве родителей, которые не читали ни Гоголя, ни Жорж-Занд, ни Диккенса. Госпожа Дятлова к представителям нового поколения от­ носится настороженно, они ей кажутся людьми с придурью. Но эта их придурковатость, по ее убеждению, показная; они при­ кидываются простачками с тем, чтобы потом извлечь побольше пользы. Потому-то она поставила на одну доску Алферьева и своего зятя Чекмазова. В романе „Что делать?** Мария Алек­ сеевна называет Лопухова „ловким бестией**, „разбойником** и другими выразительными эпитетами, втайне восхищаясь его ловкостью. Ведь он, по ее понятиям, должен пойти по „откуп­ ной части**. Такими же глазами и Софья Филипповна смотрит на Алферьева. Впрочем, во взгляде на Алферьева и сам „уче­ ный муж" Чекмазов недалеко ушел от своей тещи. Оценивая поведение Бориса Константиновича во время его увлечения Серафимой Антоновной, он высокомерно говорит: „Дурак и только**. Кличка „дурак** применительно к людям демократиче­ ского лагеря появилась у Чернышевского еще в романе „Что де- лать?“, который начинается с главы „Дурак**, а затем идет „Первое следствие дурацкого дела**. В романе „Что делать?** в роли „дурака** выступает Лопухов. В письме к Серафиме Антоновне Алферьев писал: „В чело­ веке два стремления, из соединения которых возникает жизнь: сила косности (привычки), потребность неизменности и проти­ воположное стремление—искать нового, бросая привычное, по­ требность перемены**1. Охарактеризованный в романе мир „допотопных людей** и руководствуется принципом косности, 1 Н. Г. Ч е р ныше в с к и й , Поли. собр. соч., т. XII, стр. 52. У Ученые записки. III 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=