УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

* Ht * Первым источником формирования интересующих нас поня­ тий является жизнь. Оба понятия зарождаются еще в дошколь­ ный период, задолго до изучения физики. Понятие о темпера­ туре появилось при „живом созерцании11, в связи с наблюде­ нием за измерением температуры воздуха в помещении и на улице, а также при измерении температуры человеческого тела. Поэтому слово „температура1* дети связывают с погодой,, с болезнью человека, т. е. с теми причинами, которые поро­ дили это понятие, причем на другие тела оно не распростра­ няется. Жизненные наблюдения у детей проходят самостоя­ тельно, поэтому данное жизненное понятие так смутно, неяс­ но и не является еще понятием, а только представлением о температуре. Понятие количества теплоты зародилось также при наблю­ дении за обогреванием жилища и приготовлением пищи. Выра­ жение „количество тепла1* у детей связывается с дровами (топливом). Жизненное понятие о количестве теплоты тоже не является понятием, а находится еще вобласти представлений. Оба представления (количество теплоты и температуры) в сознании детей существуют раздельно, но поскольку они еще очень неясны, то нельзя говорить ни о их сопоставлении, ни о их противопоставлении, хотя связь между ними и замечается. Дети наблюдают многие тепловые явления, происходящие в природе и быту. Сущность этих явлений ими не осознается, взаимосвязь между некоторыми улавливается. Итак, формирование понятий есть длительный процесс, в котором очень важно установить первую ступень, что мы и сделали. Наше исследование подтвердило первоначальную ра­ бочую гипотезу, что понятия количества теплоты и темпера­ туры зарождаются у детей в жизни под воздействием окру­ жающей обстановки. Дальше должен начаться процесс развития зародившихся понятий. Но не всегда и не все жизненные понятия оказывают­ ся правильными, поэтому не всегда дальнейшее развитие их идет гладко. Иногда они нуждаются в основательной передел­ ке или даже перестройке. Для процесса формирования важно знать, что собой представляют жизненные понятия. Исследо­ вание позволило установить, что представление детей о коли­ честве теплоты и температуры не должно вступить в противо­ речие с вводимыми в школе понятиями. Жизненный опыт де­ тей, при умелом его использовании, может значительно об­ легчить усвоение материала, изучаемого в школе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=