УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

«е связывая с явлением конденсации. Взаимосвязь явлений в природе, как, например, испарение воды, образование облаков, выпадение осадков—ими понимается. „Вода испаряется и обращается в тучи, из тучи идет дождь. Когда дождик замер­ зает, получается снег“ (В., школа № 8). Последний вопрос, который нас интересовал, связан с выяс­ нением знаний школьниками тепловых машин. Приводим при­ мер беседы с ученицей шк. № 8, С. Когда она ездила по же­ лезной дороге, то родители ей объяснили назначение паровоза, поэтому она рассказывает так: „Паровоз движется паром, он набирает воду в котел. От сжигания угля котел нагревается, вода будет кипеть. Образующийся пар движет паровоз, а от ■него движутся вагоны". — Для автомобиля нужно топливо? — Нет. — А бензин нужен? — Нужен. — Для чего нужен бензин на автомобилях? — Не знаю. Второй пример. Беседа с учеником школы № 4, С. — Приходилось ли тебе ездить по железной дороге? — Приходилось. — Из чего составлен поезд? — Наш поезд был составлен из вагонов и паровоза. — Почему вагоны могут передвигаться? — Их толкает паровоз. На паровозе есть котел, куда маливают воду. Паровоз на некоторых станциях берет воду. Вода в котле нагревается, образуется пар. Пар и движет колеса. — Для автомобиля нужно топливо? — Нет. — А бензин нужен? — Нужен. — А для чего нужен? — Не знаю. Оказывается из тепловых машин пониманию учащихся более всего доступен паровоз. Они ездили по железной дороге, на­ блюдали за движением паровоза, интересовались, каким же образом колеса вагона приходят в движение; расспрашивали об этом взрослых, многие читали книгу Б. Житкова „Что я видел“. Об автомобиле, как тепловой машине, рассказать так­ же просто, как о паровозе, трудно, и дети не знают о назна­ чении бензина. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=