УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
следующие беседы. Дети правильно понимают, что вода при охлаждении обращается в лед. Лед при нагревании—в воду. Вода может обращаться в пар. Многие из опрашиваемых упот ребляли слово „испарение11. Указать же причину испарения воды затрудняются. Выясняем, как понимают учащиеся круговорот воды в при роде. Приводим пример беседы с В. (школа № 8), отличницей. — Снег и лед растают, что же станет с водой? — Вода просочится в землю и немного высохнет. — Как это понять „высохнет1? — Испарится, превратится в воздух. — Летом идут дожди, зимой снег, откуда же берутся снег или капельки воды в дожде? — Вода испаряется и превращается в тучи, из туч идет дождь. Когда дождик замерзает, получается снег. Вторая беседа была проведена со слабо развитой ученицей шк. № 8, П. Беседа показала, что П. понимает все разбирае мые явления так же, как и В. Например, она указывает, что при таянии снега и льда, часть воды уйдет в землю, а часть испарится, „будет воздухом1. Облака берутся из „воздуха". Летом из облаков идет дождь, зимой снег. Проверялось также знание фактов плавления других тел, например, металлов. Ученица П. говорит:—„В доменную печь наваливают лом, в ней очень горячо и лом сделается жидким, расплавится, образуется сталь, и из стали делают ножи". В итоге третьего цикла бесед можно сказать следующее: 1. Факт превращения вещества из твердого состояния в жидкое на примере льда известен 100 проц. опрашиваемых. Это явление они наблюдали в природе и в быту. О плавлении металлов знают 50 проц. учащихся, очевидно, эти сведения получены ими из книг, газет, кино, рассказов взрослых и т. д. Связь между плавлением и нагреванием легко ими осознается. 2. Детям известно и обратное явление — затвердевание (на примере вода— лед). Они понимают и причину этого пере хода— охлаждение воды. 3. Им известен переход из жидкого состояния в газообраз ное, тоже на примере воды. Что для испарения воды необхо дим приток тепла, об этом обстоятельстве дети не знают. 4. Обратный переход—конденсацию пара, они тоже наблю дали и в быту, и в природе, но осознать эти явления им еще не под силу. Их понимание упрощено: „Вода испаряется и обращается в тучи, из туч идет дождь1. Такое объяснение они могут получить от взрослых, при чтении книг, совершенно 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=