УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
— Расскажи, как ты это делала? — Налила чайник водой и поставила на плитку. Вода постепенно нагревается, будет все теплее и теплее и закипит. —- А как ты узнала, что вода в чайнике закипела? — Чайник жужжит, из него идет пар. — А при какой температуре закипает вода? Не знаю. — Если кипящий чайник долго не убирать с плитки, то что мы обнаружим? *— Чайник выкипит. — Что это значит? — Вода высохнет... (молчание), уйдет паром. — Повесили сушить мокрое белье. Белье высохнет. Что же станет с водой? — Вода высохнет... происходит испарение. Беседа с ученицей К. (школа № 8), развитие хорошее. — Что произойдет, если подержать лед в руке? — Лед растает. Рука теплая, лед холодный, в тепле со гревается и тает. — Не знаешь ли, при какой температуре тает лед? — Не знаю. — А еще при каких условиях лед начинает таять? — Лед может таять на солнце. Весной солнце пригреет снег и лед и они будут таять. — Не приходилось ли тебе кипятить чай? — Приходилось. — Расскажи, как ты его кипятила? — Наливала воду в чайник и ставила на огонь. Холодная вода будет нагреваться и кипеть. — А как ты узнала, что вода закипела? — Пар идет, вода колышится, шумит. — Если долго держать на огне кипящий чайник, то что мо жет произойти? — Вода выкипит. —• Как это понять—„выкипит"? — Высохнет, превратится в пар. — Повесили сушить мокрое белье. Что станет с водой, когда белье высохнет? — Вода испарится. Летом быстрее, чем зимой. — Всегда ли вода бывает жидкой? — На холоде вода замерзает, может также испаряться. Сопоставление ответов показывает, что разбираемые яв ления понимаются ими одинаково. Такой же результат дали и 8 Ученые записки. III 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=