УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

— А как мы одеваемся летом? — Летом ходим в майке, трусах, чтобы нас воздух обдувал и не было жарко. — А в комнате, что нас предохраняет от холода? — Стены дома, стекла в окне. — Для чего вставляют вторые рамы? — Без второй рамы будет продувать ветер. Пробовал ли ты без перчаток дотрагиваться до различных предметов зимой на дворе? Одинаково ли они холодны? — Железо холоднее дерева. Железо даже прилипает к рукам. — Можно ли раскаленный утюг взять рукой? — Если ручка деревянная, то можно. Дерево не так на­ каляется, как железо, и жар не будет идти в руку. И. и М. имеют определенные суждения о способахличной защиты от тепла и холода. Понимают, что различные тела не в одинаковой степени выполняют эту задачу. О степени нагретости (холодности) тел судят по физиологическому ощущению, поэтому считают, что дерево теплее железа. Это заключение подтвердилось и другими беседами. Дальше мы должны были выявить жизненные знания по изменению агрегатного состояния тел. В жизни дети наблю­ дают следующие явления: зимой вода превращается в лед, весной лед превращается в воду. Некоторые явления знакомят их с превращением воды в пар, например, высыхают дождевые лужи, мокрое белье. При кипячении воды они также наблю­ дают испарение. Необходимо было выяснить: как они понимают эти явления, имеют ли представление о взаимосвязи наблюдае­ мых явлений и понимают ли круговорот воды в природе. С этой целью мы проводили специальные беседы, примеры из которых и приводим. Беседа с ученицей Б., школа № 8 (имеет среднее развитие). (Вопросы и ответы) — Что будет со льдом, если его подержать в руках? — Лед растает. — Почему? — Нагреется от руки, ведь руки теплые. — А еще при каких условиях может растаять лед? — Если его внести в теплую комнату. Лед также тает весной, когда его пригревает солнышко. — Приходилось ли тебе кипятить чай? — Кипятила. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=