УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
будут ими указываться. Дети назвали все источники теплоты, употребляемые в быту, они указывают также на электрическую плитку: „Электрический ток бежит по проводам, спиралька накаляется и делается красной1 (М., школа № 8). Говорят о солнце, как источнике теплоты. Выделение теплоты при трении наблюдалось только некоторыми учащимися, но и они делали неверные выводы. Приводим примеры из бесед. Первый пример . Если тряпкой долго тереть стол, то стол разогревается. — Почему же разогреется стол? — Нагрелся от нашей руки. Ведь руки теплые (X., школа№ 8). Вт орой пример . Если долго тереть друг о друга две деревяшки, то они будут теплые. — Почему же они будут теплые? — Нагреются от нашего тела (С., школа № 4). Тр е т ий пример . — Расскажи, как зажигается спичка? — На кончике спички есть сера. На спичечной коробке тоже сера. Когда мы проводим серной головкой спички по коробке, то спичка вспыхивает. — А почему вспыхивает? — Потому что покрыта серой. — Для чего нужно головкой спички проводить по коробке? —- Чтобы спичка загорелась (С., школа № 4). 10 проц. из опрашиваемых читали о том, как первобытные люди добывали огонь трением, но причины воспламенения дерева не понимают. В беседах был затронут вопрос о невозможности нагревания комнаты сгоранием спички, хотя температура пла мени высокая, и нагревание ее от печки, хотя печь только теплая. Цель этой части беседы была такая: установить, не понимают ли дети различия между количеством теплоты и тем пературой. Ответы свидетельствуют, что факт нагревания комнаты во втором случае и ненагревания ее в первом все опрашиваемые относят к разному количеству топлива. Их су ждение, примерно таково: пусть печь будет только теплая по сравнению с обжигающим пламенем спички, но для ее нагре вания сожгли много дров. Различие между количеством теплоты и температурой не осознано, т. к. и сами-то понятия находятся в зачаточном состоянии, имея характер представлений. Третья часть исследования Третий цикл бесед имел целью выявить жизненные знания детей по некоторым тепловым явлениям, например, по тепло передаче. Мы предположили, что знания по теплопередаче 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=