УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

будут ими указываться. Дети назвали все источники теплоты, употребляемые в быту, они указывают также на электрическую плитку: „Электрический ток бежит по проводам, спиралька накаляется и делается красной1 (М., школа № 8). Говорят о солнце, как источнике теплоты. Выделение теплоты при трении наблюдалось только некоторыми учащимися, но и они делали неверные выводы. Приводим примеры из бесед. Первый пример . Если тряпкой долго тереть стол, то стол разогревается. — Почему же разогреется стол? — Нагрелся от нашей руки. Ведь руки теплые (X., школа№ 8). Вт орой пример . Если долго тереть друг о друга две деревяшки, то они будут теплые. — Почему же они будут теплые? — Нагреются от нашего тела (С., школа № 4). Тр е т ий пример . — Расскажи, как зажигается спичка? — На кончике спички есть сера. На спичечной коробке тоже сера. Когда мы проводим серной головкой спички по коробке, то спичка вспыхивает. — А почему вспыхивает? — Потому что покрыта серой. — Для чего нужно головкой спички проводить по коробке? —- Чтобы спичка загорелась (С., школа № 4). 10 проц. из опрашиваемых читали о том, как первобытные люди добывали огонь трением, но причины воспламенения дерева не понимают. В беседах был затронут вопрос о невозможности нагревания комнаты сгоранием спички, хотя температура пла­ мени высокая, и нагревание ее от печки, хотя печь только теплая. Цель этой части беседы была такая: установить, не понимают ли дети различия между количеством теплоты и тем­ пературой. Ответы свидетельствуют, что факт нагревания комнаты во втором случае и ненагревания ее в первом все опрашиваемые относят к разному количеству топлива. Их су­ ждение, примерно таково: пусть печь будет только теплая по сравнению с обжигающим пламенем спички, но для ее нагре­ вания сожгли много дров. Различие между количеством теплоты и температурой не осознано, т. к. и сами-то понятия находятся в зачаточном состоянии, имея характер представлений. Третья часть исследования Третий цикл бесед имел целью выявить жизненные знания детей по некоторым тепловым явлениям, например, по тепло­ передаче. Мы предположили, что знания по теплопередаче 110

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=