УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
наковом объеме. Одинаковое ли количество керосина сгорит в обоих случаях? — Одинаковое, т. к. молоко и воду нам нужно вскипятить. Продолжение беседы с К. (Вопросы и ответы) — На чем вы дома готовите обед? — На керосинке, в ней горит керосин. — Приходилось ли тебе кипятить чай? » — Приходилось. — Сначала поставим кипятить чайник полный воды, а потом наполненный водой до половины. В каком из этих слу чаев чайник закипит быстрее? — Во втором случае чайник закипит быстрее. — А одинаковое ли количество керосина сожжем в обоих случаях? — Когда у нас дома мало керосина, то мама наливает не полный чайник и говорит, что может быть хватит керосина, чтобы чайник закипел. —■Два одинаковых ведра с водой. В одном из них нужно воду вскипятить, а в другом только слегка нагреть, одинако вое ли количество дров или керосина пойдет на это? — Для того, чтобы только согреть воду, требуется керо сина меньше, чем для кипячения. Мама, когда кипятит белье, говорит, что много сгорело керосина. Обе беседы ни по одному вопросу не показали различного понимания. Не было иного понимания и у последующих уча щихся. Поэтому можно сделать общий вывод: дети считают вполне очевидным, что для кипячения стакана воды и ведра воды потребуется сжечь различное количество топлива, т. к. требуется различное количество теплоты. Слегка нагреть вед ро воды и вскипятить ведро воды требует тоже сжигания неодинакового количества топлива. Вторая формула Q=cm(tz2 —^°j), с которой придется встре титься ученикам в 7-м классе, тоже получает достаточное обос нование в жизни. Жизненная практика указывает на зависи мость между Q и т нагреваемого тела, а также между Q и (t° 2—zf°j). Для учащихся в 7-м классе будет новым только вопрос об удельной теплоемкости тела. Исследование показало, что понятие количества теплоты зарождается в жизни до изучения раздела теплоты в школе. После выявления имеющихся представлений о количестве тепло ты нам нужно было установить, какие источники теплоты. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=