УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

наковом объеме. Одинаковое ли количество керосина сгорит в обоих случаях? — Одинаковое, т. к. молоко и воду нам нужно вскипятить. Продолжение беседы с К. (Вопросы и ответы) — На чем вы дома готовите обед? — На керосинке, в ней горит керосин. — Приходилось ли тебе кипятить чай? » — Приходилось. — Сначала поставим кипятить чайник полный воды, а потом наполненный водой до половины. В каком из этих слу­ чаев чайник закипит быстрее? — Во втором случае чайник закипит быстрее. — А одинаковое ли количество керосина сожжем в обоих случаях? — Когда у нас дома мало керосина, то мама наливает не­ полный чайник и говорит, что может быть хватит керосина, чтобы чайник закипел. —■Два одинаковых ведра с водой. В одном из них нужно воду вскипятить, а в другом только слегка нагреть, одинако­ вое ли количество дров или керосина пойдет на это? — Для того, чтобы только согреть воду, требуется керо­ сина меньше, чем для кипячения. Мама, когда кипятит белье, говорит, что много сгорело керосина. Обе беседы ни по одному вопросу не показали различного понимания. Не было иного понимания и у последующих уча­ щихся. Поэтому можно сделать общий вывод: дети считают вполне очевидным, что для кипячения стакана воды и ведра воды потребуется сжечь различное количество топлива, т. к. требуется различное количество теплоты. Слегка нагреть вед­ ро воды и вскипятить ведро воды требует тоже сжигания неодинакового количества топлива. Вторая формула Q=cm(tz2 —^°j), с которой придется встре­ титься ученикам в 7-м классе, тоже получает достаточное обос­ нование в жизни. Жизненная практика указывает на зависи­ мость между Q и т нагреваемого тела, а также между Q и (t° 2—zf°j). Для учащихся в 7-м классе будет новым только вопрос об удельной теплоемкости тела. Исследование показало, что понятие количества теплоты зарождается в жизни до изучения раздела теплоты в школе. После выявления имеющихся представлений о количестве тепло­ ты нам нужно было установить, какие источники теплоты. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=