УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

— Воздух в комнате согреется, нам будет тепло. — Можно ли спичкой нагреть комнату, хотя спичка будет гореть хорошо? (Зажигается спичка.) — Нет. Спичка дает мало огня, дрова дают больше огня. —• Для чего принесли сюда так много угля? — Чтобы в комнате было тепло. 3 ведра угля сгорят и дадут много тепла, а если бы сгорело одно ведро, то комната бы не нагрелась. Сопоставим эти ответы. Представления о количестве теплоты у В. и К., несомненно, имеются, и возникли они в процессе жизненных наблюдений. Оба понимают, что тепло выделяется при сгорании топлива, а количество теплоты зависит от количества сгоревшего топлива. Они имеют правильное жизненное суждение о калорийности топлива — „больше тепла дают березовые дрова, а еще боль­ ше уголь. Углем топить выгоднее. Сырыми дровами топить не­ выгодно", „Березовые дрова выгоднее всех, быстро растаплива­ ются, хорошо горят, потому что их кора хорошо горит. От сгорания дров нагреется комната". Ответы подобного рода дали и остальные 28 учеников. Жизнь, быт дают богатый материал, и у детей появляется практическое понимание количества теплоты, которое дальше будет формироваться в научное понятие. Дети употребляют такие выражения: „больше тепла, меньше тепла". Вопрос о калорийности топлива будет изучаться в 7-м классе уже при полном практическом понимании. Оба сомножителя в формуле Q=qm получают таким образом в жизни достаточное обос­ нование. Продолжение бесед с теми же учащимися было по­ священо выяснению практических знаний того, что для нагре­ вания тел разной массы и на различное число градусов требуется различное количество теплоты. Продолжение беседы с В. (Вопросы и ответы) — Одинаковое ли количество дров нужно для кипячения стакана воды и ведра воды? — Для кипячения ведра воды дров нужно сжечь больше. — Имеется два одинаковых ведра с водой, причем вода в обоих ведрах одинаково холодна. В одном ведре воду нужно вскипятить, а в другом только слегка нагреть, одинаковое ли количество дров пойдет на это? — Нет. Дров в первом случае пойдет больше. — Нужно вскипятить на керосинке воду и молоко в оди­ 108

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=