УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

бо тела. Необходимо было уточнить понимание этих выраже­ ний. Беседы, проведенные с этой целью, показали правильность нашего предположения. В качестве примера приводим беседу с учеником А. (школа№ 4), имеющим средний уровень развития. Содержание беседы. (Вопросы и ответы) — Вот мы входим в комнату и говорим: „Как жарко!* Как понять это выражение? — Сильно натоплена печь. Воздух теплый и мы говорим жарко. — А почему воздух стал теплым? — Нагрелся от печи. — Если мы говорим, что в комнате жарко, что это значит?, — Воздух сильно нагрет. — Мы выходим на улицу и говорим: „Какой сегодня мо-, роз“, Как ты понимаешь слово „мороз11? — Воздух сильно холодный, дышать трудно. На этом беседа заканчивается. Ответы данного ученика ти­ пичны. Все опрашиваемые слова мороз и жар понимают, как выражения, обозначающие состояние нагретости воздуха. В их представлении температура является термином, выражающим степень нагретости воздуха или нашего тела. Дальнейшее обоб­ щение, что температура может являться выражением степени нагретости других тел, они сделать не в состоянии. Однако в своем представлении о температуре они стоят на правильном пути. Дети о температуре, как . степени нагретости, фактиче­ ски судят по физиологическому ощущению. Ход их суждений, примерно, следующий: на улице холодно, холодный воздух действует на нас, и мы говорим: „какой мороз!* Термометр показывает — 25°. Жарко в комнате, воздух сильно нагрет, комнатный термометр показывает +25°, и мы чувствуем, что нам жарко. Вторая часть исследования Второй цикл бесед был посвящен выяснению вопроса ко­ личества теплоты. Мы предположили, что это представление зарождается у детей в связи с использованием источников теплоты в быту: при отоплении комнат, приготовлении пищи и т. д. Беседы и проводились в этом направлении. Оборудование: комнатный термометр, уголь в ведрах, око­ ло печи лежит охапка дров. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=