УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
знают, что он нужен для измерения температуры у больных, запомнили технику измерения. * 3. Отсчитывать температуру по медицинскому термометру умеют 40 проц. 4. Об устройстве медицинского термометра рассказывают при наличии термометра. Все знают, что в шарике находится ртуть, только не умеют ее иногда назвать. В этом случае имеем такие ответы: „Та, что бегает блестящими катышками1*, или „бегает шариками**. 5. Комнатный термометр знают все 100 проц., т. к. видели его в школе, детском саду, в больнице, некоторые имеют его у себя дома. Отсчитывать температуру умеют тоже не все дети, но уже больше, чем по медицинскому. Это обстоятельство можно, очевидно, объяснить тем, что цветной столбик жид кости (чаще всего синий) заметнее ртутного. Все указывают, что в шарике комнатного термометра находится тоже ртуть. 6. На вопрос, „температуру какого тела мы измеряем ком натным термометром“, 50 проц. отвечают правильно: „темпе ратуру воздуха в комнате“, 50 проц.—„температуру комнаты“. После наводящих вопросов отвечают: „температуру воздуха**, следовательно, они тоже понимают правильно, но не умеют точно выразить свою мысль. 7. Причиной поднятия столбика ртути вверх считают на гревание. На вопрос, „почему же происходит это поднятие**, отвечать затрудняются. Только двое из опрашиваемых в по нимании расширения тел от нагревания стоят на правильном пути, они давали такие ответы: „Ртуть нагрелась, ей деваться некуда** (В., школа № 4); „Стало тесно** (3., школа № 4). От веты остальных учащихся свидетельствуют о том, что причи ны поднятия ртути они не осмыслили, очевидно, явление рас ширения тел от нагревания остается для них незамеченным. 8. Какое же содержание имеет их представление о темпе ратуре? Беседы дали такие типичные ответы: „По температу ре судим о холоде или тепле в комнате" (С., школа № 8); „Температура показывает холод или тепло. Когда у нас жар, то у нас температура, которая измеряет тепло у человека" (X., школа № 8); „Это когда в комнате холодно или тепло** (И., школа № 4). В объяснении слова „температура** учащиеся употребляли выражения: холодно, тепло, жарко. Раньше относительно та ких выражений мы сделали предположение, что они употреб ляются в смысле, указывающем степень нагретости какого-ли- 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=