УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

знают, что он нужен для измерения температуры у больных, запомнили технику измерения. * 3. Отсчитывать температуру по медицинскому термометру умеют 40 проц. 4. Об устройстве медицинского термометра рассказывают при наличии термометра. Все знают, что в шарике находится ртуть, только не умеют ее иногда назвать. В этом случае имеем такие ответы: „Та, что бегает блестящими катышками1*, или „бегает шариками**. 5. Комнатный термометр знают все 100 проц., т. к. видели его в школе, детском саду, в больнице, некоторые имеют его у себя дома. Отсчитывать температуру умеют тоже не все дети, но уже больше, чем по медицинскому. Это обстоятельство можно, очевидно, объяснить тем, что цветной столбик жид­ кости (чаще всего синий) заметнее ртутного. Все указывают, что в шарике комнатного термометра находится тоже ртуть. 6. На вопрос, „температуру какого тела мы измеряем ком­ натным термометром“, 50 проц. отвечают правильно: „темпе­ ратуру воздуха в комнате“, 50 проц.—„температуру комнаты“. После наводящих вопросов отвечают: „температуру воздуха**, следовательно, они тоже понимают правильно, но не умеют точно выразить свою мысль. 7. Причиной поднятия столбика ртути вверх считают на­ гревание. На вопрос, „почему же происходит это поднятие**, отвечать затрудняются. Только двое из опрашиваемых в по­ нимании расширения тел от нагревания стоят на правильном пути, они давали такие ответы: „Ртуть нагрелась, ей деваться некуда** (В., школа № 4); „Стало тесно** (3., школа № 4). От­ веты остальных учащихся свидетельствуют о том, что причи­ ны поднятия ртути они не осмыслили, очевидно, явление рас­ ширения тел от нагревания остается для них незамеченным. 8. Какое же содержание имеет их представление о темпе­ ратуре? Беседы дали такие типичные ответы: „По температу­ ре судим о холоде или тепле в комнате" (С., школа № 8); „Температура показывает холод или тепло. Когда у нас жар, то у нас температура, которая измеряет тепло у человека" (X., школа № 8); „Это когда в комнате холодно или тепло** (И., школа № 4). В объяснении слова „температура** учащиеся употребляли выражения: холодно, тепло, жарко. Раньше относительно та­ ких выражений мы сделали предположение, что они употреб­ ляются в смысле, указывающем степень нагретости какого-ли- 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=