УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
— Как устроен градусник? — Внизу находится... (думает, вспомнив, говорит) ртуть, Она бегает шариками. Подмышкой градусник согреется, и ртуть ползет вверх по трубочке. — А почему ртуть ползет вверх по трубочке? — Там уж ей мало места, и она ползет вверх, она сильно нагревается. — Зачем нужно градусник встряхивать? — Чтобы ртуть вошла в свое место. — Долго ли нужно держать градусник подмышкой? -— Чтобы градусник согрелся. — Какая у тебя сейчас температура? — Не знаю. (Брать показание температуры не умеет.) — Какая же температура бывает у больных? — 40 \ — А у здоровых? — 36 - 37°. — Что такое температура? — Когда человек болеет, ему жарко, у него температура. — А что это за прибор? (Выдается комнатный термометр.) — Градусник. — Для чего он служит? — Им измеряют температуру комнаты. (После наводящих вопросов отвечает: „Измеряем температуру воздуха в комнате1*.) — Какая же сейчас температура в комнате? — Не знаю. (Брать показание не умеет.) — Что такое температура? Что мы хотим выразить, когда употребляем слово „температура"? — Это когда в комнате тепло или холодно. — Не знаешь ли, при какой температуре вода замерзает или кипит? — Не знаю. Конец беседы. Вторая беседа показывает, что мальчик познакомился с температурой тоже во время болезни. Он видел медицинский термометр и наблюдал за процессом измерения температуры. Некоторые части процесса им даже осмысливаются. Например, он указывает, что отсчитать температуру сразу нельзя, а „нужно, чтобы градусник „согрелся". „От тела ртуть на гревается и ползет вверх, т. к. ей деваться некуда". Что в блестящем кончике термометра находится ртуть, он узнал от взрослых и видел, как из разбитого термометра выбегали 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=