УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

— A y больных? — 39 — 40 °. — А температуру каких других тел можно измерить, кро­ ме воздуха и человеческого тела? — Еще можно измерить температуру воды. — Не знаешь ли, при какой температуре вода замерзает или кипит? — Не знаю. Конец беседы. Беседа показала, что, как мы и предполагали раньше, со словом „температура" девочка познакомилась при двух обстоя­ тельствах: при передаче по радио сводки погоды и во время болезни. Она знакома с термометрами комнатным и медицин­ ским иумеет отсчитывать температуру; знает, что термометром можно измерить температуру воздуха и температуру тела челове­ ка. Наблюдая за измерением температуры у больных, ученица запомнила технику измерения, хотя не знает для чего нужно градусник встряхивать. Она заметила, что в шарике термо­ метра находится ртуть, которая от нагревания поднимается по трубочке. Знает, что комнатный термометр не встряхивают. Температуру она понимает в смысле термина, определяющего степень нагретости воздуха в комнате или тела человека. По­ лучив из ответов очень развитой девочки некоторые пред­ ставления о запасе сведений, имеющихся у детей ее возраста, о температуре и ее измерении, мы продолжали затем беседы с другими учащимися третьих классов. Нам важно было уста­ новить, что в их ответах является действительно типичным и что случайным. Приводим пример беседы с учеником 3-го класса школы № 4 3 ., слабо развитым. Направление беседы то же, но вопросы приходится ставить по-другому. Содержание беседы. (Вопросы и ответы) — Что это за прибор? (Показываем медицинский тер­ мометр.) — Градусник. Когда сестра болела, мы ей ставили градус­ ник и узнавали температуру. Когда человек болеет, у него повышается температура, когда здоров, то температура нормальная. Предлагаю ученику измерить температуру. Ученик просит встряхнуть термометр и кладет его себе подмышку. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=