УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3
а в остальных случаях, когда беседа носила проверочный ха рактер, записывались только оригинальные ответы, а осталь ные, ввиду их однообразия, только учитывались. Мы старались создать условия, благоприятные для работы, а именно: предва рительно знакомились с детьми, выделенными для этого, рас сказывали о цели предстоящих бесед, а главное о том, что их ответы никак не повлияют на отметки в классе. На пер вых беседах присутствовал учитель и было замечено, что де ти стесняются отвечать. В дальнейшем мы постарались сде лать так, что, кроме экспериментатора и обследуемых, никто больше не присутствовал. Все исследование разделялось на три отдельные части—циклы. На беседах первого цикла выяснялись имеющиеся у детей представления о температуре, ее измерении и о расширении тел от нагревания. Второй цикл бесед дал возможность выявить наличие жиз ненного понятия о количестве теплоты. Третий цикл имел своей целью выяснение жизненных знаний по некоторым явлениям, как-то: теплопередача, изме нение агрегатного состояния вещества, действие тепловых машин. Первая часть исследования Исходя из задачи, поставленной для первой части иссле дования, мы и начали проводить беседы с учащимися в наме ченном ранее порядке. Беседы опирались на явления и факты, известные детям из быта. Например, мы предположили, что о температуре и ее измерении дети могут узнать в связи с чьей-либо болезнью, при передаче по радио сводки погоды, или при измерении температуры в помещении. Мы старались исходить из этих фактов. Приводим образец беседы с ученицей- отличницей 3-го класса школы № 8 С. Оборудование: термометры медицинский и комнатный. Содержание беседы. (Вопросы и ответы) — Зима. Сегодня довольно холодно. Везде ли по Совет скому Союзу в этот день так же холодно, как у нас? — Нет, не везде. — Как мы об этом узнаем? — Мы узнаем по радио, где сколько градусов мороза. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=