УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 3

экономии делало сухим, неинтересным и мало доходчивым существо вопросов экономической науки, анализ современного капиталистического общества. Так было не только в Т/ле, но и в других городах России. Образцом пропагандистской работы в кружках является деятельность И. В. Сталина в период 1898 г., когда он начал работать пропагандистом в кружке рабочих железнодорожных мастерских в Тифлисе. До прихода сюда И. В. Сталина работа в кружке шла по обширной программе курса по­ литической экономии А. А. Богданова. Товарищ Сталин увидел, что пропагандиста довольно скучновато слушают в этом круж­ ке. Слушатели не понимали, почему нужно начинать изучение развития человеческого общества с первобытного коммунизма и нужно ли к этому первобытному коммунизму вернуться, как к какому-то утраченному золотому веку, или не нужно. Товарищ Сталин составил свой план занятий, предложив про­ водить занятия по следующим трем темам: первая тема — „Отчего мы бедны", вторая тема— „Отчего мы бесправны” и третья тема — „Как преодолеть бедность и бесправие"1. От конкретных и жизненных вопросов товарищ Сталин подводил своих слушателей к более сложным вопросам полит­ экономии. Этого не было в работе тульских кружков. В то время, когда петербургский „Союз борьбы за осво­ бождение рабочего класса" под руководством В. И. Ленина осуществлял переход от узкой кружковой пропаганды к аги­ тации в массах, соединяя социализм с рабочим движением, в тульских кружках, руководимых А. А. Богдановым, работа попрежнему носила узко пропагандистский характер. Годами здесь изучали политэкономию и рабочее движение на западе. Изучением же рабочего движения в России вовсе не занима­ лись. Задержку перехода от пропаганды к агитации Богданов объяснял „относительной” обеспеченностью и наличием корот­ кого рабочего дня рабочих крупнейшего предприятия Тулы— оружейного завода, тесной связью фабрично-заводского про­ изводства с мелким кустарным промыслом, патриархально­ мещанским укладом жизни рабочих кварталов. Попытка таким образом объяснить медленный переход от пропаганды к агитации в Туле является несостоятельной. По мере развития капиталистических отношений разрушался „патриархально-мещанский уклад" жизни, масса рабочих и 1 Е. Яр о с л а в с к и й , Борьба за создание с.-д. рабочей партии в России. Стенограмма лекций в ВПШ, 1947 г., стр. 179—180. Ю

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=