УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2
во многом мотивировано неудачами личного характера, а у тургеневских героев обычно любовная нить в их жизни яв ляется основной и ведущей. Их выражение чувства недоволь ства существующим строем не настолько резко и сатирично, как у Лачинова. Скептицизм и разочарование у Лачинова вырастают на общественной основе. Крушение иллюзии Бельтова и Рудина об'ясняется еще и тем, что они оба романтики, идеалисты, далек-ие от реальной жизни. Все их попытки принять участие в практической деятельности терпят крах. В противовес им Лачинов прекрасно знает жизнь, он, как деловой человек, может в полчаса сделать больше, чем 20 чиновников за целый день. Таким образом, служебная карьера была ему обеспечена. Но это личное благополучие не привлекает его, сознание общественной бесполезности и бесцельности работы заставляют его принять яд. Это был логический конец одиночки. Но Лачи нов верил, что с его смертью развитие общества не прекра щается. Эстафету жизни он передает новому поколению. И он не ошибся, избрав своим преемником Гришу и его друзей. Разночинцы оказались сильнее его. Они сохранили веру в торжество разумной жизни, бодрость и целеустремленность. „Они,—говорит Лачинов,— уважают себя в настоящем, дорожат собою для будущего". Правда, он тут же добавляет, что не может разделить их самообольщения *. Лачинов считает их пафос борьбы признаком горячей юности. На самом деле воз растные признаки здесь не при чем. Происходила смена одного поколения другим в нашем освободительном движении. Относясь с большим уважением к Лачинову и ему подобным, симпатизируя, им, Чернышевский вместе с тем правдиво и убедительно показал банкротство дворянской интеллигенции, превращение ее в „умную ненужность". Носителями прогресса, знаменосцами жизни выступали представители демократической интеллигенции. Это положение прекрасно иллюстрирует ле нинское высказывание по данному вопросу. „Предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободитель ном движении был еще при крепостном праве В. Г. Белинский"2. Представители нового поколения из повести „Тихий голос" по своей идеологии и психологическому складу родственны Кирсанову, Лопухову, Алферьеву и Левицкому3. Их объединяет общность взглядов и убеждений. Они люди умственного труда, 1 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , Собр. соч., т. XIII, стр. 390—391, 2 В. И. Л е н и н , Сочинения, изд. 3-е, т. 17, стр. 341. 3 Слово ,.поколение1' употребляется мною в ленинском понимании (М. Н.) 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=