УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2
революционной деятельности. Он даже скептически относится к вере в лучшее будущее, и стремление переделать жизнь называет „химерою". В доказательство он приводит неудачные попытки революционного преобразования во Франции. Во Фран ции были революции, а в результате „все остается попрежнему, несмотря на шестидесятилетние хлопоты филантропов и рево люционеров. Попрежнему господствуют предрассудки, голодает народ, наживаются плуты, самовластвуют администраторы, раболепствует толпа. Но то еще Франция. А мы живем в России. Переделать по нашим убеждениям жизнь русского общества!" 1—говорит он Лизе. Таким образом „духовная драма" Лачинова вырастает на европейской почве. Его скептицизм и пессимизм есть результат t потери веры в прогрессивность буржуазии. Это — крах „бур жуазных иллюзий в социализме" а. Разочаровавшись в буржуазной демократии, Лачинов не обрел веры в новую силу, т. к. он был далек от народа. В своем озлоблении на жизнь он договаривается до презрения к русской нации вообще. „Хлопотать над применением моих убеждений к ее жизни (к жизни России— М. П.), значило бы трудиться над внушением волу моих понятий о ярме“. Ввиду этого он не хочет изменить свой образ жизни. „Для такой нации, как моя, хорош я и такой, каким вы видите меня. Лучшего не нужно ей. Я не дурак, чтобы предлагать то, чего не нужно никому" 3. Лачинов забывает, что в русской нации, как и во всякой другой, имеются люди различных классов, а потому существуют и две культуры: культура господствующих классов и культура трудового народа. Для круга Ноздревых, седых псарей и кар тежников он действительно хорош, но был еще народ, при надлежавший к русской нации, который едва ли стал бы водить компанию с Лачиновым, морально деградированным человеком. Отчужденность от народа обрекает Лачинова на одиночество, а это и породило трагическую бесперспективность. Лачинов честный и гуманный человек, благородный в своих мыслях, потому-то окружающая действительность ему мерзка и отвратительна. Но дальше механического отрицания ее он не поднялся. Лачинов дошел до предельного скептицизма и начал разлагаться духовно, морально и физически. Он почув- | Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , Собр. соч., т. XIII, стр. 391. 2 В. И. Л е н и н , Сочинения, изд. 4-е, т. 18, стр. 10. 3 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , Собр. соч., т. XIII, стр. 391. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=