УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2

в романах .Что делать?", „Алферьев", „Повести в повести" и в мелких рассказах тема эмансипации женщины выступает одной из основных тем, причем раскрепощение женщины мысли­ лось как часть раскрепощения человечества вообще. В критике буржуазной семьи и брака Чернышевский близко подошел к критике К. Маркса и Ф. Энгельса, которые в „Ма­ нифесте коммунистической партии* писали: „Буржуазия сорва­ ла с семейных отношений их трогательно-сентиментальный наряд и свела их к чисто денежным отношениям" \ Чернышевский в статье „Июльская монархия" писал: „Самый брак стал просто коммерческой сделкой, денежным расчетом: жених продает себя, невесту продают. При таком начале не­ возможно хорошее продолжение супружеской жизни: муж всегда неверен жене, жена почти всегда изменяет мужу, супру­ жеское счастье — редкость, которой никто даже не верит" 2. Повесть „Тихий голос" прекрасно иллюстрирует ханжескую мораль буржуазно-дворянского общества, которая свято чти­ лась мещанством. Взгляд на женщину как на неполноправное существо откровенно высказал герой повести Онуфриев. Он заявляет, что общество многое прощает мужчине, чего никак не может простить женщине. Потому-то мужчины сочиняют для других мораль и нравственность, которую сами не выпол­ няют. Жена хозяина поэтому и говорит: „Кто сочиняет нрав­ ственность для других, а не для себя, тот сочиняет плохую нравственность" 3. Этой плохой ханжеской нравственностью буржуазные словоблуды и угощали читателей. „Плохая нрав­ ственность" ведет к тому, что .делает судьбу женщины, когда она становится развитым человеком, жалкой, она лишается всякой вероятности счастья",— говорит Лачинов. Даже обра­ зование, это благо человечества, и то зачастую является источником страданий. В беседе с Лизой Лачинов говорит: „Развитие, которое так выгодно для братьев, убийственно сестрам. Девушки вашего круга губят свое счастье, стремясь к образованию" *. Будучи начитанной девушкой, героиня не могла найти себе достойного человека среди окружающих ее „бракованных" людей. Лиза считает, что она может стать женой только 1 К. Ма р к с и Ф. Э н г е л ь с , Манифест коммунистической пар­ тии, ОГИЗ, 1948 г., стр. 50. 2 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , Собр. соч., т. VII, стр. 158. 3 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , Собр. соч., т. XIII, стр. 874. ‘ Там же , стр. 393. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=