УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2
в романах .Что делать?", „Алферьев", „Повести в повести" и в мелких рассказах тема эмансипации женщины выступает одной из основных тем, причем раскрепощение женщины мысли лось как часть раскрепощения человечества вообще. В критике буржуазной семьи и брака Чернышевский близко подошел к критике К. Маркса и Ф. Энгельса, которые в „Ма нифесте коммунистической партии* писали: „Буржуазия сорва ла с семейных отношений их трогательно-сентиментальный наряд и свела их к чисто денежным отношениям" \ Чернышевский в статье „Июльская монархия" писал: „Самый брак стал просто коммерческой сделкой, денежным расчетом: жених продает себя, невесту продают. При таком начале не возможно хорошее продолжение супружеской жизни: муж всегда неверен жене, жена почти всегда изменяет мужу, супру жеское счастье — редкость, которой никто даже не верит" 2. Повесть „Тихий голос" прекрасно иллюстрирует ханжескую мораль буржуазно-дворянского общества, которая свято чти лась мещанством. Взгляд на женщину как на неполноправное существо откровенно высказал герой повести Онуфриев. Он заявляет, что общество многое прощает мужчине, чего никак не может простить женщине. Потому-то мужчины сочиняют для других мораль и нравственность, которую сами не выпол няют. Жена хозяина поэтому и говорит: „Кто сочиняет нрав ственность для других, а не для себя, тот сочиняет плохую нравственность" 3. Этой плохой ханжеской нравственностью буржуазные словоблуды и угощали читателей. „Плохая нрав ственность" ведет к тому, что .делает судьбу женщины, когда она становится развитым человеком, жалкой, она лишается всякой вероятности счастья",— говорит Лачинов. Даже обра зование, это благо человечества, и то зачастую является источником страданий. В беседе с Лизой Лачинов говорит: „Развитие, которое так выгодно для братьев, убийственно сестрам. Девушки вашего круга губят свое счастье, стремясь к образованию" *. Будучи начитанной девушкой, героиня не могла найти себе достойного человека среди окружающих ее „бракованных" людей. Лиза считает, что она может стать женой только 1 К. Ма р к с и Ф. Э н г е л ь с , Манифест коммунистической пар тии, ОГИЗ, 1948 г., стр. 50. 2 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , Собр. соч., т. VII, стр. 158. 3 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , Собр. соч., т. XIII, стр. 874. ‘ Там же , стр. 393. 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=