УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2

на в:ю жизнь и предугадывает, что у ней с ним „одна дорога11, В дальнейшем действительно Лиза попала в общество еди­ номышленников Гриши и стала в нем своим человеком. Подобный же путь—бегство из душной мещанской семьи— проделала и героиня романа „Что делать?1 Вера Павловна. Вместе с тем Чернышевский отмечает, что Лиза с молоком матери впитала традиции отсталой морали и нравственности и сама, без посторонней помощи, не смогла порвать с душным ме­ щанским обществом. Свою приверженность к старинным прин­ ципам, ложную стыдливость Лиза подчеркивает довольно часто. „Во мне была сильна привязанность к принципам нашей скром­ ной жизни"—записывает она 1. По ее мнению, только эти прин­ ципы могут оградить девушку „от горьких ошибок1. И когда перед ней встал выбор: или внезаконное сожительство или смерть, она избрала смерть. Этот выбор сделан Лизой не только потому, что она чиста, невинна и считает обязатель­ ным иметь к мужчине доброе расположение, уважение, если не любовь. А уважать и ценить она может только человека равного ей по уровню развития и имеющего одинаковые с нею взгляды на жизнь. Это одна сторона вопроса. Но есть и дру­ гая сторона. На слова Левандовского—„прежде всего слушаться совета врачей11—Лиза со слезами говорит: „Доктор, ваши слова ужасны. Семейство отречется от меня, общество будет пре­ зирать" 2. Левандовский вполне согласен с предсказанием Лизы. И если бы не брат, человек новых взглядов на мораль и нравственность, героиня была бы обречена остаться в рамках „доброй1 патри­ архальной морали и стать кликушей. Свое право стать человеком и вместе с тем быть женщиной-матерью Лиза вы­ страдала и никто из честных порядочных людей ^не посмеет бросить в нее грязью. Так последовательно, с революционно-демократической по­ зиции разрешает Чернышевский проблему эмансипации женщины, подвергая убийственной критике буржуазную мораль и нрав­ ственность. Этот вопрос интересовал великого мыслителя еще с юношеских лет, красноречивым доказательством чего явля­ ются его дневники и ранние художественные произведения. Бесправное положение девушек и женщин вызывало у студента Чернышевского жгучую боль за обездоленных „бедняжек1 и ярый протест против этой социальной несправедливости. Позднее 1 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , Собр. соч., т. XIII, стр. 413. 2 Т а м ж е , стр. 453. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=