УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2
Во время встречи с Лизой Лачинов говорит: „Безотрадна ваша жизнь, Лизавета Арсеньевна0, „Зачем родятся такие девушки, как вы? Им некого полюбить. Я не стою того, чтобы любить меня“. Он механически чертит на песке скорбные строки из романса: „Для чего расцвела? Для чего развилась?"1 Когда девушка данного круга становится развитым челове ком,—говорит Лачинов, — то она „лишается всякой вероят ности своего счастья. Ей нет хода вперед". В общественной жизни она обречена на бездействие, а в личной — на одино чество. Все лучшие мужчины уходят из мещанской среды, и девушкам, подобным Лизе, остаются только бракованные. „Где в вашем кругу мужчины, которые сколько-нибудь соответство вали бы вашим требованиям?*1—спрашивает он ее. Лачинов оказался настолько благоразумным человеком, что понял при знание Лизы как выражение потребности любви. В предсмерт ном письме он признается, что имел к Лизе „искреннюю при вязанность", но ко времени встречи с нею он был „утомлен жизнью** и сердце у него „было изношено". Да и Лиза вскоре осознала свое заблуждение и ей даже стало неприятно встре чаться со своим избранником. В ней проснулась женщина. К духовному одиночеству прибавилась физическая потребность любви, которая заставляла ее „испытывать бурные желания**. Это сильно подорвало здоровье, хотя внешне Лиза продолжа ла быть холодной и рассудительной. Но за этой равнодушной маской скрывалось страстное желание счастья, радости и на слаждения. „Да, я была невестою, страстною невестою и я бы ла новобрачною, робкой и наивной, пламенной и стыдливой но вобрачною,—невестой без жениха, новобрачного §ез мужа, не вестой и новобрачной вдовой, вдовой" 3. Благодаря поддержке брата Лизе удалось переселиться из мещанского болота в Петербург, Среди друзей брата она на шла близкого человека и стала матерью „незаконнорожден ного" ребенка. Лиза стала заниматься переводами и приобре ла себе материальную самостоятельность. После коллективного чтения рукописи Лизы в кружке чи тателей происходит обсуждение её содержания и один из пер сонажей говорит, что поступок Лизаветы Арсеньевны не мо жет быть выставлен за пример для подражания лишь по мате риальным соображениям: „как прокормить детей". С этим мне нием согласны и остальные слушатели повести „Тихий голос". 1 Цитата из стих. Я. Полонского „В глуши". 2 Н. Г. Ч е р н ыш е в с к и й , СоС р. соч., т. XIII, стр. 146. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=