УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2
Рассматривая труд мистиев как непроизводительный, невы годный, Арефа Кесарийский обращает внимание как на отсут ствие у мистиев личной заинтересованности во вверенном им имуществе, так и на возможность для мистия бежать, оста вить это вверенное ему имущество, т. е. на отсутствие зави симости его от господина. Действительно, в условиях, когда ведущим общественным укладом становится феодальный, наиболее выгодным является труд непосредственного производи теля, наделенного средствами производства, т. е. крестьянина— условного собственника. Труд мистиев, поденщиков и батраков, служивший,как правило, придатком к рабскому труду, исчезает вслед за исчезновением рабовладельческого уклада. К XIII в. ми стии превращаются в условных собственников земли. Так, напри мер, на острове Кос мы встречаем мистиев, которые владели на следственными ипостасями (наделами), платили денежную ренту (telos) и выполняли ангарии и обычную барщину1. В позд них византийских актах встречается термин proskathemenoi misthioi, т. е. „приселившиеся мистии'2. Итак, мистии в IX—XI вв. представляли собою наемных работников, батраков, вербовавшихся среди людей, по той или иной причине выбитых с насиженных мест и искавших средств к существованию в чужих краях. Иногда мистиями станови лись должники, вынужденные отрабатывать свой долг. Мистии употреблялись как в ремесле, так и в сельском хозяйстве. Их труд применялся преимущественно в монастырских хозяйствах, в мелких владениях светских лиц, в ремесленных мастерских и лавках; они нанимались, наконец, мирскими пастухами. О мистиях в поместьях крупных светских землевладельцев мы, насколько возможно судить по доступным материалам, почти ничего не слышим. Там, повидимому, применялся труд рабов и феодально-зависимого крестьянства. За свой труд мистии получали заработную плату, которая, по крайней мере частично была натуральной. Сплошь и рядом хозяева мистиев удерживали эту заработную плату. Известно, что в XI в. мистии требовали повышения заработной платы. Труд мистиев рассматривался византийцами X в. как непроиз водительный, невыгодный. К XIII в. мистии в ряде мест оседают на землю, превращаются в условных собственников земли, в обычное феодально-зависимое крестьянство. Судьбы городских мистиев в это время проследить пока еще не удается. 1 А с t а, VI, 209, 16. 30. 8 Там ж е , VI, 216. 17, L. Petit, Actes de ХёпорЬоп, Византийский Вре менник, X (1904), Приложение, № 311.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=