УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2

земцы, которые ищут средств к существованию где-то на чужбине, поселяются в чужих проастиях, нанимаются поденщи­ ками или мирскими пастухами, или подносчиками воды, или просто на любую работу, „какую поручит игумен". Для таких сельских мистиев в поместье подчас строился специальный дом1. Заработная плата мистия, часто выражавшаяся в день­ гах, могла быть и натуральной, как об этом говорится в „Кал­ лимахе и Хрисорэи“. Подобно этому, в уставе Кипрского мо­ настыря богородицы Махера мы читаем о том, что эконом монастыря обязан был выдавать мистиям причитающийся им паек, так называемый ситиресий2. В актах более позднего времени упоминается „аннона быков и мистиев"3. В очень своеобразном значении употребляет термин мистий Эклога VIII, б, где речь идет о выкупе пленного. Согласно этому параграфу, тот, кто выкупит ромея-пленника, может поместить его в своем доме до уплаты им суммы, о которой они договорятся. Если же у выкупленного нет средств, „пусть,— гласит Эклога,—выкупивший держит его в качестве мистия", покуда он не отработает той суммы, о которой они догово­ рятся в присутствии судей. Таким образом, выкупленный из плена византиец вынужден был в качестве кабального чело­ века отрабатывать уплаченную за него сумму, исполняя в доме своего хозяина обязанности мистия, т. е. подручного. Это заставляет нас догадываться, что многие мистии работали в доме своего хозяина или в монастыре, отрабатывая долг. Таким образом, труд мистиев был распространен довольно широко. Однако византийцы ни в коей мере не рассматривали труд мистиев как основную форму труда: в условиях, когда ведущим хозяйственным укладом был феодальный, наемный труд даже в такой примитивной форме не мог быть произво­ дительным. Отрицательное отношение византийцев к труду ми­ стиев очень хорошо выразил крупный церковный деятель нач. X в. Арефа Кесарийский. Порицая патриарха, не заботящегося о пастве, Арефа сравнивает его с мистием: „Ведь и мистий убегает, по т ому что он мистий , и не заботится об овцах"4. С этим следует сопоставить и то, что известный агиограф этого времени Никита Пафлагон в житии патриарха Игнатия употребляет слово мистий как бранное слово 5. 1 Acta, VI, 38. 11. 2 Т ам ж е , 413 18. 3 Т ам ж е , VI, 135. 18. Ср. Б. Т. Г орян о в , назв. соч., стр, 37. 4 С. de Bo o r , Vita Euthymii, p. 61. 19. r>Mi g n e , Patrol, gr. CV, 497. B. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=