УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2
у прежнего хозяина в счет полученной мистием заработной платы (VI, 2—3, VIII, 7. 10. 12. ср. еще XV, 4 и XVIII, 1). Та ким образом, „Книга эпарха“ рассматривает мистия как ра ботника временного, нанимающегося на месячный срок. В дей ствительности же мистии нередко оставались у мастеров на гораздо более длительный срок. В житии Илии Нового расска зывается о двенадцатилетнем мальчике, который нанялся к ре месленнику в качестве мистия (ekmemisthomenos te techne). В его обязанности, помимо ремесленной деятельности, входило и прислуживание мастеру во время обеда. В течение года мистий жил у мастера; плату, которая ему была положена, хо зяин удерживал у себя. Мальчик бежал от мастера в другой город, выучился там ремеслу и вернулся обратно уже опытным ремесленником, после чего его прежний хозяин предложил открыть ему общую мастерскую!. Некоторые сведения относительно мистиев мы находим в нарративных источниках этого времени. Так, Генесий рассказы вает, что отец знаменитого полководца IX в. Феофоба, бежав ший из Персии в Константинополь, нанялся здесь в качестве мистия к некоей торговке, на которой он впоследствии же нился2. К городским мистиям, подручным мастеров и торгов цев, относится рассказ Атталиаты о том, что в городе Реде- сто при Михаиле Парапинаке мистии однажды, когда началась нехватка продуктов, потребовали повышения заработной платы3. О найме мистия интереснейшие сведения мы находим в византийской волшебной сказке „Каллимах и Хрисороя“. Герой этой сказки отправляется на поиски похищенной у него воз любленной. После долгих странствований он нанимается в каче стве мистия (misthargos) и подносчика воды к одному садов нику. Предлагая свои услуги, Каллимах говорит: Я и садовник, но бедняк и из чужой страны я,— Я за одни х а р ч и готов пойти к тебе на службу ■*. Садовник, нанявший Каллимаха в качестве подносчика воды, называет его юношей-чужаком, человеком из чужой страны. В другой раз он говорит о Каллимахе как о „мистии-пленни- ке, чужаке (человеке) из чужой страны“ 6. Мы видим, что мистии— это разорившиеся люди или ино-1 А. И. П а п а д о п у л о-К е р а м е в с, Православный Палестинский сборник, 1907, стр. 45—47. 2 Г е н е с и й , стр. 55. 12. 3 А т т а л и а т а , стр. 204. 5. * 5р. Lamb г os , op. cit, vers. 1649—1650. 5 T а м ж е , 1653 и 1843. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=