УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2
для обслуживания домов и дворцов знати, в ремесле и в сель ском хозяйстве. Источником приобретения рабов является вой на, покупка и порабощение свободных (в том числе и прода жа детей в рабство). Рабы получают пропитание и одежду от господина. Юридически они совершенно бесправны: они не мо гут иметь семьи и собственности, не могут выступать в суде в качестве свидетелей. Рабов рассматривают как вещь, как объект права—их можно продать, подарить и украсть, в случае преступления раба ответственность по суду возлагается не на него самого, а на его господина. Наконец, рабовладельцы имеют право распоряжаться жизнью своих рабов и подвергать их жестоким наказаниям, побоям палками и ремнями, от которых рабы иной раз умирали. Рабы по большей части находятся во владении архонтов как константинопольских, так и провинциальных. Количество рабов, находящихся во владении отдельных архонтов, достигало грандиозной цифры в 3000 человек. Можно предполагать, что такие богачи, как Василий Скопец или Даниэлис, обладали да же большим числом рабов. Анализируя судьбы рабовладельческого уклада в Византии IX—XI вв., мы видим, что в его развитии можно наметить две тенденции. Первая из них заключается в стремлении к укреп лению рабовладельческого уклада, в попытках противопоста вить его все более развивающемуся и ставшему уже ведущим феодальному укладу. Византийская знать IX—XI вв. увеличи вает гнет по отношению к рабам и в то же время стремится расширить источники рабства. Возможно, что эга тенденция находится в связи с экспансией конца IX—X веков. Однако эта тенденция наталкивается на сопротивление со стороны рабов. Бегство рабов, убийства ими рабовладельцев, восстания рабов (не говоря уже об обычном для раба пассив ном сопротивлении хозяину) заставляют многих представите лей византийской знати отказаться от хозяйственного исполь зования рабов. Рабов отпускают на волю, дают им право соб ственности (видимо, условной) и ряд других прав: иметь семью, выступать на суде в качестве свидетелей и т. п. В то же вре мя военнопленные иной раз не обращаются в рабов, а их по селяют на опустевших землях, наделяют скотом, зерном и т. д., и, тем самым, они становятся крестьянами. Повидимому, рабовладельческий уклад сохранял некоторое значение до XI в. Позднее рабы, если и сохраняются, то лишь в качестве домаш ней челяди. Наряду с рабовладением Византийская империя унаследова 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=