УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2

для обслуживания домов и дворцов знати, в ремесле и в сель­ ском хозяйстве. Источником приобретения рабов является вой­ на, покупка и порабощение свободных (в том числе и прода­ жа детей в рабство). Рабы получают пропитание и одежду от господина. Юридически они совершенно бесправны: они не мо­ гут иметь семьи и собственности, не могут выступать в суде в качестве свидетелей. Рабов рассматривают как вещь, как объект права—их можно продать, подарить и украсть, в случае преступления раба ответственность по суду возлагается не на него самого, а на его господина. Наконец, рабовладельцы имеют право распоряжаться жизнью своих рабов и подвергать их жестоким наказаниям, побоям палками и ремнями, от которых рабы иной раз умирали. Рабы по большей части находятся во владении архонтов как константинопольских, так и провинциальных. Количество рабов, находящихся во владении отдельных архонтов, достигало грандиозной цифры в 3000 человек. Можно предполагать, что такие богачи, как Василий Скопец или Даниэлис, обладали да­ же большим числом рабов. Анализируя судьбы рабовладельческого уклада в Византии IX—XI вв., мы видим, что в его развитии можно наметить две тенденции. Первая из них заключается в стремлении к укреп­ лению рабовладельческого уклада, в попытках противопоста­ вить его все более развивающемуся и ставшему уже ведущим феодальному укладу. Византийская знать IX—XI вв. увеличи­ вает гнет по отношению к рабам и в то же время стремится расширить источники рабства. Возможно, что эга тенденция находится в связи с экспансией конца IX—X веков. Однако эта тенденция наталкивается на сопротивление со стороны рабов. Бегство рабов, убийства ими рабовладельцев, восстания рабов (не говоря уже об обычном для раба пассив­ ном сопротивлении хозяину) заставляют многих представите­ лей византийской знати отказаться от хозяйственного исполь­ зования рабов. Рабов отпускают на волю, дают им право соб­ ственности (видимо, условной) и ряд других прав: иметь семью, выступать на суде в качестве свидетелей и т. п. В то же вре­ мя военнопленные иной раз не обращаются в рабов, а их по­ селяют на опустевших землях, наделяют скотом, зерном и т. д., и, тем самым, они становятся крестьянами. Повидимому, рабовладельческий уклад сохранял некоторое значение до XI в. Позднее рабы, если и сохраняются, то лишь в качестве домаш­ ней челяди. Наряду с рабовладением Византийская империя унаследова­ 78

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=