УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2

прослеживается тенденция к некоторому укреплению рабовла­ дельческого уклада. Уже законодательство императора Васи­ лия I ограничивает и без того жалкие права рабов. При этом правительство не только восстанавливает старые нормы рабо­ владельческого римского права, обветшавшего в период народ­ ных волнений и варварских вторжений VII—нач. IX вв., но и вводит некоторые новые нормы, запрещая рабу выступать на суде, что не было прямо сформулировано в юстиниановом за­ конодательстве. Еще более отчетливо эта тенденция проступает в новеллах Льва VI. В 29-й новелле он отменяет постановление законода­ тельства Юстиниана о том, что сын рабыни и свободного дол­ жен рассматриваться как свободный—отныне таких людей счи­ тают рабами. В 9-й и 10-й новеллах он запрещает рабу—во­ преки воле господина раба—становиться монахом или клириком, отменяя тем самым гл. 35 123-й новеллы Юстиниана, согласно которой раб, ставший монахом, по прошествии давности в 3 года, признавался свободным. Лев VI прямо заявляет, что эта новелла Юстиниана служила для многих рабов предлогом, чтобы убегать от своих господ *, поэтому отныне он разрешает господину возвращать беглого раба в любое время, не считаясь с каким-либо сроком давности. Согласно новелле 11-й, раб должен был быть возвращен господину, даже если сделался за это время епископом. Было бы чрезвычайно желательно выяснить классовые кор­ ни политики Василия I и Льва VI, направленной на укрепление рабовладельческого уклада. При этом следует отметить, что византийская церковь выступает, как правило, против рабо­ владения: еще в первой половине IX века агиография прослав­ ляет отпуск рабов на волю 2. И в X веке такие церковные дея­ тели, как Михаил Малеин3 или Нил Младший4, отпускают ра­ бов на волю. Отражая, повидимому, взгляды византийского ду­ ховенства, киевский монах Феодосий говорил князю Изяславу: „Твои же раби делают сваряшеся и шегаюше, и кленуще друг друга, многашды и биеми суть от приставник, и тако же вся служба их с грехом сотворяется 5. 1 Jus, 111, 82. 4. 2 См. жития Феофана Сигрианского (X. Л о п а р е г , Византийский Временник, 1910, стр. 94) и Феодора Эдесского (И. П о м я л о в с к и й , Зап. Спб. ун-та, исг.-филолог, отд., 18Э2, стр. 7. 7). 2 L. P e t i t , Revue de L/Orient chretien, VII (1902), 557. 31. 4 Mi gn e , Patrol, gr. CXX, 100. D. 6 Житие Феодосия, л. 18. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=