УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2

стной форме эксплоатации, знаменуя переход к феодальной формации1* Принципиально иная точка зрения была высказана М. Я. Сю- зюмовым, основным тезисом которого является положение о том, что византийская деревня VIII —X веков была поселени­ ем свободных крестьян собственников и арендаторов. В то же время он подчеркивает, что в византийской деревне этого времени сохранялся рабский труд2. „Мелкий землевладелец (иногда использующий 2-х— 3-х домашних рабов, которых всегда стремились удержать из военной добычи),— пишет М. Я. Сюзюмов, — был центральной фигурой в византийской деревне**3. Сохранение рабского труда вплоть до IX в., подчер­ кивает и Е. Э. Липшиц, которая обращает внимание на то, что в это время был огромный спрос на высококвалифициро­ ванных рабов: ремесленников, танцоров, кулинаров. Однако, если М. Я. Сюзюмов считает, что владельцами рабов были в это время преимущественно крестьяне, то по мнению Е. Э. Липшиц, труд рабов применялся, главным образом, во дворцах константинопольской и провинциальной знати. При этом Е. Э. Липшиц делает одно чрезвычайно важное методическое заме­ чание, считая вероятным, что под термином „раб“ источники этого периода не всегда разумеют только рабов: им могли обозначать и неимущих свободных 4. Мы видим, что советские историки не пришли еще к еди­ нодушному решению вопроса о характере рабского труда в Византии после Юстиниана. Это объясняется в значительной степени тем, что до сих пор еще не был собран материал, ка­ сающийся положения рабов. Только собрав более или менее полно этот материал, мы сможем вынести то или иное обосно­ ванное решение по данному вопросу. К сожалению, ни в ра­ боте М. Я. Сюзюмова, ни в работе Е. Э. Липшиц материал не был собран с достаточной полнотой, т. к. авторы этих работ ставили перед собой иные цели, и вопрос о рабском труде был для них частной проблемой, ре­ шавшейся попутно с основной поставленной ими задачей. 1 Н. В. П и г у л е в с к а я, К вопросу об общественных отношениях на ближнем Востоке перед арабскими завоеваниями „Вестник ЛГУ", 1948, № 4, стр. 69. 2 М. Я. Сю з юм о в , Проблемы иконоборчества в Византии, „Ученые записки Свердловского пединститута", IV (1948), стр. 64. 3 Т а м ж е, стр. 56. 4 Е. Э. Л и п ш и и, Восстание Фомы Славянина и византийское кре­ стьянство на грани VIII—IX вв. „Вестник древней истории", 1939, № 1, стр. 364. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=