УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2
стной форме эксплоатации, знаменуя переход к феодальной формации1* Принципиально иная точка зрения была высказана М. Я. Сю- зюмовым, основным тезисом которого является положение о том, что византийская деревня VIII —X веков была поселени ем свободных крестьян собственников и арендаторов. В то же время он подчеркивает, что в византийской деревне этого времени сохранялся рабский труд2. „Мелкий землевладелец (иногда использующий 2-х— 3-х домашних рабов, которых всегда стремились удержать из военной добычи),— пишет М. Я. Сюзюмов, — был центральной фигурой в византийской деревне**3. Сохранение рабского труда вплоть до IX в., подчер кивает и Е. Э. Липшиц, которая обращает внимание на то, что в это время был огромный спрос на высококвалифициро ванных рабов: ремесленников, танцоров, кулинаров. Однако, если М. Я. Сюзюмов считает, что владельцами рабов были в это время преимущественно крестьяне, то по мнению Е. Э. Липшиц, труд рабов применялся, главным образом, во дворцах константинопольской и провинциальной знати. При этом Е. Э. Липшиц делает одно чрезвычайно важное методическое заме чание, считая вероятным, что под термином „раб“ источники этого периода не всегда разумеют только рабов: им могли обозначать и неимущих свободных 4. Мы видим, что советские историки не пришли еще к еди нодушному решению вопроса о характере рабского труда в Византии после Юстиниана. Это объясняется в значительной степени тем, что до сих пор еще не был собран материал, ка сающийся положения рабов. Только собрав более или менее полно этот материал, мы сможем вынести то или иное обосно ванное решение по данному вопросу. К сожалению, ни в ра боте М. Я. Сюзюмова, ни в работе Е. Э. Липшиц материал не был собран с достаточной полнотой, т. к. авторы этих работ ставили перед собой иные цели, и вопрос о рабском труде был для них частной проблемой, ре шавшейся попутно с основной поставленной ими задачей. 1 Н. В. П и г у л е в с к а я, К вопросу об общественных отношениях на ближнем Востоке перед арабскими завоеваниями „Вестник ЛГУ", 1948, № 4, стр. 69. 2 М. Я. Сю з юм о в , Проблемы иконоборчества в Византии, „Ученые записки Свердловского пединститута", IV (1948), стр. 64. 3 Т а м ж е, стр. 56. 4 Е. Э. Л и п ш и и, Восстание Фомы Славянина и византийское кре стьянство на грани VIII—IX вв. „Вестник древней истории", 1939, № 1, стр. 364. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=