УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 2

новый в творчестве Чернышевского, но в отличие от „Что де­ лать?" здесь сны использованы не в социальном, а в психоло­ гическом плане, как у Пушкина и Л. Н. Толстого. Интересное построение повести, насыщенное развитием действия, держит читателя в напряжении. Так первая глава заканчивается словами: „Я не понимала того, что готовилось во мне“. А что именно готовилось, это дается во II главе („Дневник"). В конце II гл. героиня силится вспомнить реальную лич­ ность, которая волнует ее. Глава заканчивается следующими словами: „Мы сидели вечером за чаем. Брат отказался от второй чашки, встал и сказал: „Я иду к Лачинову", — я вздрог­ нула и вспыхнула: „Лачинов— это он". Читатель вполне есте­ ственно заинтересовывается новой личностью, о которой до это­ го не было сказано ни слова. В III главе читатель знакомится с Лачиновым. В IV главе—„ЯиЛачинов“—полностью раскрывается один из эпизодов в жизни героини. Глава „Богатое приданое" про­ ливает свет на последние дни в жизни Лачинова. Глава „Машенька" представляет самостоятельную новеллу об увлечениях и замужестве Машеньки Каталонской и к рас­ сказчице имеет побочное отношение. На этом заканчивается первый вечер чтения. Второй вечер начинается с главы „Счастливые годы", где больше рассказывается о сестре Лизы—Саше и Аркаше Ката­ лонском. В конце главы рассказчица пишет: „В этом бестре­ вожном довольстве дожила я до осени 1855 года. Мне было тогда двадцать третий год". А что же дальше? — тревожно спрашивает читатель. А дальше начинаются пароксизмы, „волнение крови", про­ буждение страсти. Глаза „Молодость" и раскрывает внутрен­ ний мир героини и показывает ее трагедию. Ей снятся эроти­ ческие сны, это было „чувство всего моего организма", — го­ ворит рассказчица. Что же будет дальше? Уже в последующих главах, вынесенных в „Приложения", рассказывается о том, как была разрешена эта трагедия. На­ чинается петербургский период в жизни Лизы. Для развертывания действия повести и раскрытия душевно­ го мира героини Чернышевский использует самые разнообразные приемы: повествование рассказчицы, ее дневники, письма и об­ суждение ее поступков читателями повести. В „Тихом голосе" автор значительно больше, чем в преж­ них произведениях, дает детализацию быта и нравов провин­ 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=