УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

нать в связи с изложением событий не один, а несколько раз, тогда можно для каждого из этих случаев подобрать свой особый, именно к данному моменту подходящий эпитет. Все эти эпитеты, запечатлеваясь в сознании учащихся, будут сли­ ваться в их представлении в единый, более или менее целост­ ный образ. Так, упоминая в связи с тем или иным историче­ ским событием Меншикова, учитель может применить следую­ щие эпитеты: Излагаемое событие Э п и т е т 1. Детство Петра I —шустрый мальчишка Алек- сашка Меншиков; 2. Взятие Орешка —дерзко-смелый Александр Меншиков; 3. Полтавский бой —храбрый Александр Дани­ лович Меншиков; 4. Казнокрадство — вороватый светлейший князь Меншиков; 5. Еоцарение Екатерины I —ловкий Меншиков; 6. Вопрос о престолонасле- — честолюбивый Меншиков. дии Петра II. б) Постепенное раскрытие образа Образы основных исторических деятелей, речь о которых идет даже не на одном, а на ряде уроков, должны, понятно, обрисовываться значительно полнее, их характеристика развер­ тывается постепенно в связи с описанием их действия. Под­ готавливая соответствующие уроки, учитель намечает план, в котором отражаются действия данного исторического лица, а параллельно обдумывается как бы второй план, в котором отмечаются присущие деятелю характерные черты, вскрывае­ мые в том или ином действии. Таким образом, характерные черты, присущие историческому деятелю, раскрываются постепенно в конкретных фактах. Клас­ сический образец применения этого приема построения харак­ теристики дает товарищ Сталин, рисуя образ Ленина. Свою знаменитую речь „О Ленине", произнесенную 28 января 1924 года на вечере кремлевских курсантов1, И. В. Сталин прямо разбивает на небольшие части—главы, каждая из которых обри­ 1 И. Сталин. «О Ленине», Партиздат, 1937 г., стр. 25—35. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=