УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

ражены в конкретных действиях конкретных людей, для уча­ щихся гораздо легче. Раскрытие исторических явлений в жи­ вых образах особенно сильно напрягает внимание детей, бла­ годаря чему факты глубоко залегают в памяти, а вместе с тем глубоко залегает в памяти представление о современном исто­ рическом моменте. Но помимо удовлетворения методических требований, помимо чисто дидактической значимости персонификации исто­ рического материала, введение биографических элементов и персональных характеристик в курс истории имеет огромное идейно-воспитательное значение. Дети ищут героев, увлечение героикой им свойственно. Не­ даром приключенческий роман служит излюбленным чтением ребят, и в поисках занимательной фабулы, в поисках „героя", подростки нередко увлекаются детективом, становятся на лож­ ный путь, делая своим кумиром какого-нибудь Шерлока Холм­ са, или д'Артаньяна, увлечение которыми ничего, или почти ничего воспитывающего и положительного не дает. Учитель истории, как воспитатель, должен зажечь сердца учащихся пламенем лучших гражданских чувств, воспитывая юношество на увлекательнейших, живых и ярких образах прошлого. Смелость и преданность делу Ленина—Сталина, твердость и любовь к Родине, проявленные Сашей Чекалиным, Зоей Кос­ модемьянской, героями-краснодонцами, неподкупность Болотни­ кова, готовность Рылеева жертвовать собой ради интересов народа и т. д., и т. п.— все эти и им подобные черты, прояв­ ленные лучшими людьми в прошлом и настоящем, не говоря уже о великих светочах человечества—Ленине и Сталине, дают исключительно благодатный воспитательный материал. Историк должен только уметь им воспользоваться, делая при помощи персонификации преподавание еще более живым, ярким, доступным, увлекательным и глубоко воспитывающим, реализуя, тем самым, известные указания ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 мая 1934 года о преподавании истории в школе. Приемы персональной характеристики а) Эпитет Учитель, излагая материал, должен стремиться к тому, чтобы ни одного имени не упоминать без хотя бы самой ко­ роткой, но зато максимально выразительной характеристики. Если раскрытию образа ведущих исторических деятелей ино­ 7

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=