УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1
совые черты, мы создадим ходульные характеристики и вы явление таких людей подменим социологизированным штам пом. В рассказе педагога люди должны быть живыми, пол нокровными, действительными людьми, с присущими им каче ствами, а не мертвыми схемами. Разумеется, историческая роль данного человека заставляет акцентировать на тех его чертах, которые наиболее рельефно покажут деятеля со сто роны его общественного лица. Педагогическое значение персонификации Персонификация истории имеет также огромное педагоги ческое значение. Введение персонажей усиливает конкретность изложения, вызывает в учащихся интерес к фабуле, обеспе чивает легкость восприятия и запоминания. Абстрактное понятие, трудновоспринимаемое, становится более доступным и понятным, если его удается выразить в том или ином живом образе. Недаром классики марксизма-ле нинизма для выявления абстрактных понятий нередко прибегают к сравнению последних с определенными общеизвестными человеческими образами. Так, Карл Маркс субстанцию стои мости товаров сравнивает с ловкой и вездесущей вдовицей Квикли из „Виндзорских проказниц1*1, а Ленин примиренчество, прожектерство, дряблую мечтательность, прекраснодушие оли цетворяет в образе Манилова, называя „маниловщиной"2. Исключительную по своей яркости характеристику разви вающегося класса буржуазии, олицетворяя ее в образе Фигаро, дает Герцен, говоря: „Буржуазия явилась на сцене самым блес тящим образом в лице хитрого, увертливого, шипучего как шампанское, цирюльника и дворецкого, словом в лице Фигаро... теперь его бог благословил всеми дарами земными, он обрюзг, отяжелел, ненавидит голодных и не верит в бедность, на зывая ее ленью и бродяжничеством... чернь победила,— и Фи гаро выгнал ее в три шеи с площади и поставил на циональную гвардию с полицией у всех дверей, чтобы не впус кать сволочь... Фигаро стал аристократом—граф Фигаро-Аль мавива, канцлер Фигаро, герцог Фигаро, пэр Фигаро113. Следовательно, даже простое сравнение абстрактного поня тия с человеческим образом облегчает восприятие; нечего и говорить, что воспринять исторические явления, когда они вы 1 Маркс. «Капитал», т. 1, изд. 1930 г., стр. 11. 2 Ленин. Соч, т. I, стр. 213; т. II, стп. 237 и лр. 2 Герцен. «Письма из Франции ц Италии», изд. 1931 г., стр. 22—24. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=