УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

совые черты, мы создадим ходульные характеристики и вы­ явление таких людей подменим социологизированным штам­ пом. В рассказе педагога люди должны быть живыми, пол­ нокровными, действительными людьми, с присущими им каче­ ствами, а не мертвыми схемами. Разумеется, историческая роль данного человека заставляет акцентировать на тех его чертах, которые наиболее рельефно покажут деятеля со сто­ роны его общественного лица. Педагогическое значение персонификации Персонификация истории имеет также огромное педагоги­ ческое значение. Введение персонажей усиливает конкретность изложения, вызывает в учащихся интерес к фабуле, обеспе­ чивает легкость восприятия и запоминания. Абстрактное понятие, трудновоспринимаемое, становится более доступным и понятным, если его удается выразить в том или ином живом образе. Недаром классики марксизма-ле­ нинизма для выявления абстрактных понятий нередко прибегают к сравнению последних с определенными общеизвестными человеческими образами. Так, Карл Маркс субстанцию стои­ мости товаров сравнивает с ловкой и вездесущей вдовицей Квикли из „Виндзорских проказниц1*1, а Ленин примиренчество, прожектерство, дряблую мечтательность, прекраснодушие оли­ цетворяет в образе Манилова, называя „маниловщиной"2. Исключительную по своей яркости характеристику разви­ вающегося класса буржуазии, олицетворяя ее в образе Фигаро, дает Герцен, говоря: „Буржуазия явилась на сцене самым блес­ тящим образом в лице хитрого, увертливого, шипучего как шампанское, цирюльника и дворецкого, словом в лице Фигаро... теперь его бог благословил всеми дарами земными, он обрюзг, отяжелел, ненавидит голодных и не верит в бедность, на­ зывая ее ленью и бродяжничеством... чернь победила,— и Фи­ гаро выгнал ее в три шеи с площади и поставил на­ циональную гвардию с полицией у всех дверей, чтобы не впус­ кать сволочь... Фигаро стал аристократом—граф Фигаро-Аль­ мавива, канцлер Фигаро, герцог Фигаро, пэр Фигаро113. Следовательно, даже простое сравнение абстрактного поня­ тия с человеческим образом облегчает восприятие; нечего и говорить, что воспринять исторические явления, когда они вы­ 1 Маркс. «Капитал», т. 1, изд. 1930 г., стр. 11. 2 Ленин. Соч, т. I, стр. 213; т. II, стп. 237 и лр. 2 Герцен. «Письма из Франции ц Италии», изд. 1931 г., стр. 22—24. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=