УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1
мы подходим к вопросу о так называемых великих людях,—го ворит Энгельс.—То обстоятельство, что вот именно этот вели кий человек появляется в данной стране, в определенное время, конечно, есть чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такой замести тель находится,—более или менее удачный, но с течением вре мени находится. Что Наполеон, именно этот корсиканец, был тем военным диктатором, который стал необходим Французской республике, истощенной войной,— это было случайностью. Но если бы Наполеона не было, то роль его выполнил бы другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек был нужен, он находился: Цезарь, Август, Кромвель и т. д...‘а Сле довательно, учитель доджен показывать каждого историче ского деятеля, как выразителя стремлений определенной соци альной группы, определенного класса. Как тот или иной класс, та или иная социальная группа на определенном этапе исто рии могут быть прогрессивны или реакционны, так и истори ческие деятели данного класса, но принадлежащие к различным эпохам, являются или прогрессивными или реакционными дея телями: таковы, например, яркие фигуры русского самодержа вия—Иван Грозный и Николай I. Подхоля исторически к оценке исторических явлений, учи тель должен подходить исторически и к оценке тех людей, в действиях которых эти явления проявились. Для того, чтобы личность исторического деятеля не ока залась в представлении учащихся самодовлеющей, ее всегда необходимо показывать на социально-экономическом фоне эпо хи. Замечательные образцы так построенных характеристик мы находим у Маркса—Луи Бонапарт в работе „18 брюмера Луи Бонапарта", и у Энгельса—Т. Мюнцер в „Крестьянской войне в Германии". Учитель не может бесстрастно взирать на развертывание исторических событий, он проявляет к ним свое отношение; равным образом и при развертывании характеристик тех дея телей, в лице которых проявляются исторические события, историк не бесстрастен. Излагая материал, учитель должен всегда руководство ваться марксистско-ленинским принципом партийности науки, дающим единственно правильный критерий для оценки исто рических событий и исторических деятелей. Но, если в каждом историческом деятеле видеть только присущие ему клас 1 К. Маркс и Ф. Энгельс. „Избранные письма", О ГИ З, 1917, стр. 470 -471. 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=