УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

Мы знаем, что материальная основа определяет собой весь ход развития общества, все изменения базиса влекут за собой соответствующую перестройку надстроек. Но это не значит, что надстройки—государство, право, идеология людей в свою очередь не влияют на базис. „...сами люди делают свою историю, нов определенной, обус­ ловливающей их среде...“ 1. Каждый человек является продуктом своей эпохи, он не витает где-то в заоблачных высях, а стоит на земле. Его мыс­ ли, его желания, его идеи и действия определяются чисто реаль­ ной земной обстановкой, требованиями жизни, требования­ ми окружающей его социальной среды, продуктом которой он сам является. „Марксизм вовсе не отрицает роли выдающихся личностей или того, что люди делают историю.. . —говорит тов. Сталин.— Но, конечно, люди делают историю не так, как им подсказы­ вает какая-нибудь фантазия, не так, как им придет в голову. Каждое новое поколение встречается с определенными ус­ ловиями, уже имевшимися в готовом виде в момент, когда это поколение народилось. И великие люди стоят чего-нибудь только постольку, поскольку они умеют правильно понять эти условия, понять, как их изменить. Если они этих условий не понимают и хотят эти условия изменить так, как им под­ сказывает их фантазия, то они, эти люди, попадают в поло­ жение Дон-Кихота. Таким образом, как раз по Марксу вовсе не следует противопоставлять людей условиям. Именно люди, но лишь поскольку они правильно понимают условия, кото­ рые они застали в готовом виде, и лишь поскольку они по­ нимают, как эти условия изменить,—делают историю" \ Исходя из марксистского учения о роли личности, учитель должен показывать учащимся социально-экономические усло­ вия исторического развития, вскрывать классовую структуру общества, выявляя стремления и требования того или иного класса и их влияние на политику и идеологию своей эпохи, но все это надо показывать не как некое социологизирован- ное абстрактное саморазвитие, но в конкретном действии жи­ вых людей, персонифицируя исторический процесс и показывая, в то же время, историческую личность, исторических деятелей, как продукт, порожденный своей эпохой, своим классом. „Здесь 1 К. Маркс и Ф. Энгельс. .Избранные письма", Огнз, 1947 г., стр. 470. 2 Сталин. Весела с немецким писателем Э. Людвигом. Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории ВКП (0С т. III, стр. 524. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=