УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

у ворота халат, з виде подрясника, охвачен простым поясом; тяжелая шуба в широких складках падает кругом; на коленях у него лежит, как бы скользя с них, раскрытое евангелие; из­ вестный остроконечный посох воткнут в землю подле него. Тяжкое раздумье овладело им; он, видимо, один, положим, где- нибудь в отдаленном покое дворца в Александровской сло­ боде. Он понурил голову, сдвинул брови, сжал губы— вниз'и вбок устремил глаза. Одной рукой он оперся о ручку кресла, как бы собираясь встать; другая лежит бессильно, обвитая чет­ ками, с подвернутыми пальцами. В наклонном положении ста­ на, в неровном рисунке плечей, в каждой черте типически-вер- ного, изможденного и все-таки величавого лица, в каждой под­ робности гсей фигуры—так, кажется, и читаешь все ощущения, все чувства, все мысли, которые смутно, и сильно, и горестно задвигались в этой усталой душе1' 1. Немалое значение для раскрытия образа имеет карика­ тура. Само собой разумеется, что в карикатурном изображе­ нии показывается отрицательный персонаж. Карикатура хороша своей остротой. Отбрасывая Fee второ­ степенное, она схематизирует образ, но зато выделяет в нем, подчеркивает главное, основное, насмехаясь над ним и бичуя его. Но понять карикатуру, почувствовать ее остроумие,—это значит осмыслить ее, а всякий процесс осмысливания требует предварительно получения фактических знаний как мате­ риала для осмысливания. Потому, в отличие от портрета и кар­ тины, вести рассказ по карикатуре нельзя. Аудитория долж­ на быть предварительно подготовлена к восприятию карикату­ ры. Например, известная карикатура В. Дени „Антанта“ (по­ мещена в школьном учебнике2) изображает в виде озверелых псов Деникина, Колчака и Юденича; от их ошейников тянутся нити, которые держаг в руках типичные фигуры капиталистов Америки, Англии и Франции. Фигура ,,янки“ господствует среди своих собратьев— руководителей собачьей своры; „Джон Буль“ , науськивающий Юденича, явно смахивает на толстого- Черчилля, вдохновлявшего в те дни интервенцию. Эта карикатура абсолютно ничего не скажет человеку, который не знает существа событий гражданской войны, не имеет представления о подлинных двигателях контрреволюцион­ ных сил в России. 1 „Санкт-Петербургские ведомости1 № 50, 19 февраля 1871 г. Циг. по журналу „Препод. истории в школе", 1946 г , № 4, стр. 92. 2 „История С С С Р " под ред. проф. А. М. Понкратовой, т. III, стр. 229. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=