УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

зован последним для раскрытия характеристики определенных исторических явлений, Портрет на уроке должен органически сочетаться в единое целое со словесным изображением, которое дает учитель. Легче всего строить рассказ по портрету, рисующему дея­ теля на фоне конкретной обстановки, в определенном конкрет­ ном действии. Такова, например, картина Авилова: „Приезд товарища Сталина в Первую конную армию". Показывая ее, преподаватель обрисовывает обстановку того периода, когда полчища белогвардейцев и интервентов рвались к Москве, го­ ворит о значении конной армии в борьбе с Деникиным, о нап­ ряженности момента. „Все на борьбу с Деникиным!"—таков был лозунг дня. С этим призывом на устах и запечатлен товарищ Сталин художником. Здесь Сталин—порыв, решимость, твердость, ки­ пучая энергия, вера в победу. . , Умело подбирая ряд портретов, легче провести постепенное раскрытие образа, вскрывая одну присущую ему черту за другой. Для этой цели замечательно хороша серия портретов В. И. Ленина, созданная художником Васильевым. Автор запечатлел Ленина в различные моменты его жизни и деятельности, отра­ жая в каждом рисунке ту или иную характерную ленинскую черту. Так, в рисунке „Ленин на броневике 3 июля 1917 г." Владимир Ильич представлен как трибун революции. Он весь— стремление вперед; чувствуется, это — вождь пролетарской революции. В рисунке „Ленин беседует с крестьянами” —прос­ тота, близость к массам, умение чутко прислушиваться к их нуждам—то, что и делало Ленина величайшим стратегом рево­ люции и подлинным вождем масс. В рисунке „Ленин на суб­ ботнике" — умение личным примером вдохновить массы на величайшие, но внешне будничные подвиги. Но очень часто приходится иметь дело с портретом, изоб­ ражающим человека вне конкретного действия, вне окружаю­ щей обстановки. В таком случае много труднее построить ха­ рактеристику по этому портрету. Здесь глубже надо проник­ нуть в замысел художника, запечатленный в выражении лица, в позе. Характеристика приобретает неизбежно более тонкий психологический характер. Примером может послужить отзыв, данный И. С. Тургеневым на скульптуру Антокольского „Иван Грозный": „Царь Иван,— говорит писатель,— представлен сидящим на богатом старинном кресле; на голове его скуфья; расстегнутый 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=