УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1
ческого материала может стать более живым и образным при условии его персонификации посредством использования худо жественной литературы, а равно и наиболее ярких документов. Работа с портретом Необходимым дополнением к словесно описанному образу является зрительный образ—портрет. Портрет не фотографи ческий, а художественный, это—воспроизведение образа в пред ставлении художника. Представление художника о данном ис торическом деятеле может не всегда соответствовать нашей характеристике. Отбирая портреты для показа, учитель дол жен с этим считаться, иначе слова и зрительный образ разой дутся друг с другом. При характеристике Ивана Грозного известная картина Репина „Иван Грозный убивает своего сы на" не только не поможет, но помешает учащимся создать се бе исторический образ Ивана IV, запечатлевая с огромной си лой лишь одну сторону— психологическую. Другое дело картина Серова: ,,Петр 1на набережной Невы‘‘. „На фоне строящегося Петербурга огромный, порывистый Петр запечатлевается той личностью, какой она представляется нам в нашем ее изучении",—замечает известный методист А. И. СтражевС Тем не менее, иногда можно очень хорошо использовать портреты, трактующие исторического деятеля в резко проти воположных нам тонах. Таковы замечательные работы худож ников X V III века Левицкого или Боровиковского, портреты императоров и императриц, портреты вельмож, которых худож ники всячески превозносят, приписывая им те черты, которы ми они не облапали. ,,Фелица-бог!'‘— восклицает поэт Держа вин в оде в честь Екатерины II; ту же мысль осуществляет на полотне Левицкий. Понятно, что, учитель характеризуя Е ка терину II как дворянскую императрицу, „казанскую помещицу", создавшую дворянский „век золотой", доведшую крепостниче ство до его апогея, покажет, как дворяне превращали ее в свой кумир, готовы были обожествлять ее. Но в данном слу чае портрет нас интересует не как воспроизведение реального образа, а как документ, характеризующий взгляды определен ного класса. Поэтому ясно, что в приведенном примере порт рет не пойдет в разрез со словами учителя; он будет исполь 1 А И. Стражев. Хаоактеристич-а история, личности. „Препод. h c t j - рии в школе". 1946 г., Ns 3, стр. 48. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=