УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

Да взять хотя бы Сорочинскую ярмарку, а таких было мно­ жество. Чего, чего туда только не понавезено! Тут рядами стоят возы, груженные хлебом, тут и кадушки с маслом, и бо­ чонки с медом. Здесь продаются полтавские смушки и привоз­ ные из-за моря сукна, блестят корольки и мониста. Крестьянин все больше и больше становится продавцом и покупателем. Его можно видеть даже в книжной лавке, где он покупает пока, правда, не книгу, но лубочные картины, заставляя поэта тяжело вздохнуть: „Придет ли то времячко, Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого— Белинского и Гоголя С базара понесет!'*1 Но и в самой деревне все чаще и чаще появляется новая фигура торговца, офени, коробейника— „Ой, полна, полна коробушка, Есть и ситцы и парча. Эй, Федорушки! Варварушки! Отпирайте сундуки! Выходите к нам, сударушки, Выносите пятаки! Ситцы есть у нас богатые, Есть миткаль, кумач и плис. Есть у нас мыла пахучие— По две гривны за кусок, Есть румяна не линючие— Молодись за пятачок!"1 Скупщик— купец, выросший под покровом крепостничества из среды того же крестьянства. Примерами, рисующими купе­ чество, являются какой-нибудь Дикой3или Гордей Торцов*. Такой купец-самодур („чего моя левая нога хочет") — тип, порожден­ ный крепостничеством. Он—ничто перед городничим, который таскает его за бороду5, и деспот в собственной семье. Несмотря на приниженное положение купечества в крепост­ ной России, оно все более начинало сознавать свою силу: 1 Некрасов. .Кому на Руси жить хорошо*. 2 Некрасов. „Коробейники*. 3 Островский. „Гроза". 4 Островский. „Бедность не порок". 5 Гоголь. „Ревизор".

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=