УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1
Да взять хотя бы Сорочинскую ярмарку, а таких было мно жество. Чего, чего туда только не понавезено! Тут рядами стоят возы, груженные хлебом, тут и кадушки с маслом, и бо чонки с медом. Здесь продаются полтавские смушки и привоз ные из-за моря сукна, блестят корольки и мониста. Крестьянин все больше и больше становится продавцом и покупателем. Его можно видеть даже в книжной лавке, где он покупает пока, правда, не книгу, но лубочные картины, заставляя поэта тяжело вздохнуть: „Придет ли то времячко, Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого— Белинского и Гоголя С базара понесет!'*1 Но и в самой деревне все чаще и чаще появляется новая фигура торговца, офени, коробейника— „Ой, полна, полна коробушка, Есть и ситцы и парча. Эй, Федорушки! Варварушки! Отпирайте сундуки! Выходите к нам, сударушки, Выносите пятаки! Ситцы есть у нас богатые, Есть миткаль, кумач и плис. Есть у нас мыла пахучие— По две гривны за кусок, Есть румяна не линючие— Молодись за пятачок!"1 Скупщик— купец, выросший под покровом крепостничества из среды того же крестьянства. Примерами, рисующими купе чество, являются какой-нибудь Дикой3или Гордей Торцов*. Такой купец-самодур („чего моя левая нога хочет") — тип, порожден ный крепостничеством. Он—ничто перед городничим, который таскает его за бороду5, и деспот в собственной семье. Несмотря на приниженное положение купечества в крепост ной России, оно все более начинало сознавать свою силу: 1 Некрасов. .Кому на Руси жить хорошо*. 2 Некрасов. „Коробейники*. 3 Островский. „Гроза". 4 Островский. „Бедность не порок". 5 Гоголь. „Ревизор".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=