УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

ца,—я прочла в классе документальный материал о слесаре Васильеве, работавшем на Прохоровской мануфактуре. Рабочий, изувеченный на производстве, был обречен на голодную смерть. Класс слушал эту страшную повесть, затаив дыхание. А когда чтение закончилось, кто-то явственно прошептал: „У , гады!-1 Я чувствовала: благородная ненависть к эксплоататорам заго­ релась в сердцах ребят1 Огромный материал для построения коллективных характе­ ристик дает художественная литература. Трудно себе даже представить групповой портрет крепо- стников-помещиков без включения в него Собакевичей, Манило­ вых, Ноздревых и иже сними, а крепостных крестьян —без нек­ расовских образов. Или, как сухо и мертво будет выглядеть Украина XV II века без картин, созданных Гоголем; какой бесцветной предстанет Запорожская Сечь без Тараса Буль­ бы! Никакой рассказ не покажет гнет, высокомерие, зверство польских панов лучше, чем описание казни Остапа и Тараса. А сами Тарас и Остап и ряд других гоголевских образов из „Тараса Бульбы"2—лучший коллективный портрет, воссоздаю­ щий героические образы украинского народа XV II века в его борьбе с панами-поработителями. Раскрытие социально-экономических явлений в живых образах Воссоздавая посредством персонификации живые образы прошлого, широко используя для этого художественную лите­ ратуру и документы, можно сделать яркими, понятными и до­ ходчивыми даже самые, казалось бы, сухие и трудно воспри­ нимаемые „абстрактные" социально-экономические темы. Возь­ мем для примера такой вопрос, как разложение крепостниче­ ства в первой половине X IX века. Какой огромный литератур­ но-художественный материал можно здесь привлечь! Вот, скажем, дается характеристика развития товарно-де­ нежных отношений. Крестьяне все больше и больше втягива­ ются в торговлю. По пыльным дорогам, скрипя колесами, т я ­ нутся обозы чумаков (вспомните ,,Заколдованное место1). Ка ­ кая-нибудь Хивря 3 и ей подобные, сидя на груженых возах, со всех сторон стекаются в города, на базары, на ярмарки. 1 „Учительская газета" от 5 декабря 19:9 г. 3 Используя .Тараса Бульбу', учитель все же должен учитывать факт идеализации казачества у Гоголи. 8 Гоголь. .Сорочинская ярмарка'. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=