УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1
ца,—я прочла в классе документальный материал о слесаре Васильеве, работавшем на Прохоровской мануфактуре. Рабочий, изувеченный на производстве, был обречен на голодную смерть. Класс слушал эту страшную повесть, затаив дыхание. А когда чтение закончилось, кто-то явственно прошептал: „У , гады!-1 Я чувствовала: благородная ненависть к эксплоататорам заго релась в сердцах ребят1 Огромный материал для построения коллективных характе ристик дает художественная литература. Трудно себе даже представить групповой портрет крепо- стников-помещиков без включения в него Собакевичей, Манило вых, Ноздревых и иже сними, а крепостных крестьян —без нек расовских образов. Или, как сухо и мертво будет выглядеть Украина XV II века без картин, созданных Гоголем; какой бесцветной предстанет Запорожская Сечь без Тараса Буль бы! Никакой рассказ не покажет гнет, высокомерие, зверство польских панов лучше, чем описание казни Остапа и Тараса. А сами Тарас и Остап и ряд других гоголевских образов из „Тараса Бульбы"2—лучший коллективный портрет, воссоздаю щий героические образы украинского народа XV II века в его борьбе с панами-поработителями. Раскрытие социально-экономических явлений в живых образах Воссоздавая посредством персонификации живые образы прошлого, широко используя для этого художественную лите ратуру и документы, можно сделать яркими, понятными и до ходчивыми даже самые, казалось бы, сухие и трудно воспри нимаемые „абстрактные" социально-экономические темы. Возь мем для примера такой вопрос, как разложение крепостниче ства в первой половине X IX века. Какой огромный литератур но-художественный материал можно здесь привлечь! Вот, скажем, дается характеристика развития товарно-де нежных отношений. Крестьяне все больше и больше втягива ются в торговлю. По пыльным дорогам, скрипя колесами, т я нутся обозы чумаков (вспомните ,,Заколдованное место1). Ка кая-нибудь Хивря 3 и ей подобные, сидя на груженых возах, со всех сторон стекаются в города, на базары, на ярмарки. 1 „Учительская газета" от 5 декабря 19:9 г. 3 Используя .Тараса Бульбу', учитель все же должен учитывать факт идеализации казачества у Гоголи. 8 Гоголь. .Сорочинская ярмарка'. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=