УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1
убито 110 французов, при деревне Скучаревой разбит баталь он и захвачено 10 фур с фуражом, 30 голов крупного рогато го скота, и т. д. Так же действовал рядовой Московского пехотного полка Степан Еременко. Раненый и оставленный в Смоленске, он бе жал из плена и организовал из крестьян партизанский отряд в 300 человек. Таковы партизаны-крестьяне Стулов, Курин. Характерна крестьянка дер. Соколово, Смоленской губернии, Прасковья; она одна оборонялась от шести французов, убила вилами трех из них (в том числе полковника), изранила и обратила в бегство трех остальных; шестеро неприятелей бы ли вооружены с ног до головы; у нее, кроме вил, ничего в ру ках не было. Прасковья во главе небольшой группы крестьян и крестьянок энергично нападала на отряды, высылавшиеся французами для реквизиции хлеба и сена в Духовщинском уезде. Так действовала и знаменитая Василиса Кожина (старос тиха Василиса) и многие другие. Непревзойденным мастером персонификации народных масс, мастером коллективного портрета является Л. Н. Толстой. Как ярко представляются и запечатлеваются в памяти бегло наме ченные образы солдат, крестьян. Все они вместе составляют превосходный коллективный портрет. Как и для персональных характеристик, даваемых учителем, источниками коллективной характеристики являются историче ский документ и образы, созданные художественной литера турой. Например, нано характеризовать процесс развития крепост ничества в Московской Руси. Идет ли речь о закабаляемых или о закабалителях, о том, как конкретно происходило само закабаление; о свозе крестьян; об их бегстве и поимке— все это будет представляться учащимся очень абстрактно и ту манно, если не показать им все эти явления в конкретных фактах. Слово „закабаление" для них пустой звук, а ведь сколько горя, отчаяния, слез скрыто за ним. Блестящую гал- лерею образов, необходимых для показа всего этого, дает А. Яковлев в своем капитальном труде „Холопство и холопы в Московском государстве XV II века". Вообще учителю надо побольше заглядывать в сборники документов и хрестоматии. Дело это трудоемкое, но зато как оно оправдывает себя! Как возбуждает интерес, какое огромное воспитательное воздействие оказывает показ живых людей вместо голых схем. „Говоря об условиях труда в царской России,—пишет одна преподавательни- 2* 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=