УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

И он промчался пред полками, | Могущ и радостен как бой. j Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой 1 Сии птенцы гнезда Петрова — I В пременах жребия земного, { В трудах державства и войны Его товарищи, сыны...“ I Какое мастерство противопоставления! Здесь все буквально соткано из контрастов. В самом деле: Петр Выходит Петр, Идет. Ретивый конь. Промчался пред полками Могущ и радостен как бой Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен Он поле пожирал очами. Глаза сияют Уверенность Гроза За ним птенцы несутся Звучный глас Петра: „З а дело, с богом1“ Карл Карла несут Качалка Перед синими рядами—несом в качалке Страдает раной Бледен, недвижим Смущенный взор Дума, смущенье, необычайное волненье Тишина Вожди героя шли за ним Слабым манием руки на рус­ ских двинул он полки. До чего выразительны, кратки, образны все сравниваемые и противопоставляемые моменты. Прекрасным образцом параллельного развертывания конт­ растных исторических образов в значительно более широком плане (хотя с трактовкой типов здесь и нельзя полностью согласиться) является противопоставление Кутузова и Наполе­ она, красной нитью проходящее через весь роман „Война и мир“ Л. Н. Толстого. Приемы коллективной характеристики Показывая ведущих исторических деятелей, как продукт своей эпохи, как людей, выдвинутых той или иной социальной группой и отражающих ее взгляды и интересы, необходимо показывать и сами эти социальные группы, само общество, сами 2 Уче .Ыг за; иски 17

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=