УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1
И он промчался пред полками, | Могущ и радостен как бой. j Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой 1 Сии птенцы гнезда Петрова — I В пременах жребия земного, { В трудах державства и войны Его товарищи, сыны...“ I Какое мастерство противопоставления! Здесь все буквально соткано из контрастов. В самом деле: Петр Выходит Петр, Идет. Ретивый конь. Промчался пред полками Могущ и радостен как бой Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен Он поле пожирал очами. Глаза сияют Уверенность Гроза За ним птенцы несутся Звучный глас Петра: „З а дело, с богом1“ Карл Карла несут Качалка Перед синими рядами—несом в качалке Страдает раной Бледен, недвижим Смущенный взор Дума, смущенье, необычайное волненье Тишина Вожди героя шли за ним Слабым манием руки на рус ских двинул он полки. До чего выразительны, кратки, образны все сравниваемые и противопоставляемые моменты. Прекрасным образцом параллельного развертывания конт растных исторических образов в значительно более широком плане (хотя с трактовкой типов здесь и нельзя полностью согласиться) является противопоставление Кутузова и Наполе она, красной нитью проходящее через весь роман „Война и мир“ Л. Н. Толстого. Приемы коллективной характеристики Показывая ведущих исторических деятелей, как продукт своей эпохи, как людей, выдвинутых той или иной социальной группой и отражающих ее взгляды и интересы, необходимо показывать и сами эти социальные группы, само общество, сами 2 Уче .Ыг за; иски 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=