УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 1

малохудожественное или слабое в идейном отношении, а так­ же все то, что уже „отжило" по теме. Для начала войны, для первого, наиболее трудного ее этапа особенно характерны „прощальные" песни, партизанские час­ тушки, трогательные сюжеты об уводе в плен, о разрушении родных сел и городов. В ряде местных частушек еще слышится близкое дыхание фронта (бои на Тульском направлении). За­ тем это наиболее трудное время в фольклорных изображениях постепенно отходит на задний план. Начинается новый этап борьбы с немцами, когда непосредственная опасность для Москвы и центральных областей миновала. Это нашло пре­ красное выражение в тульской частушке, появившейся в 1942 году: „Есть на свете город Тула, Немцы к Туле подошли, Немцев Тула крепко вздула, Еле ноги унесли". (Тула) Все дальнейшее течение войны уже определялось наступле­ нием наших войск на запад. Тула была одним из дальних подступов к Москве, где ясно обозначался этот перелом. В пословице, записанной в 1944 году, это кратко определяется так: „От тульских ворот — к Берлину поворот" (Тула). О Берлине, в котором русские войска бывали не раз, говорят и другие пословицы. Например: „Наши в Берлине не раз бывали, Русские прусских не раз бивали“ . (Тула) По мере приближения наших победоносных войск к фа­ шистскому логову, в фольклоре все сильнее звучит мотив „Вперед, на запад1“ , повторенный так или иначе во многих произведениях, усиливается „установка на близкую победу". Совершенно отчетливо это внутреннее движение фольклора выражено в народных переделках и самых популярных лите­ ратурных песен. Если Катюша в первые годы войны была изображена жертвой немцев („Нашу Катю сделали рабыней"), то в дальнейшем ее образ выступает в новом, „победном" ореоле. То же—и в характеристике ее милого. Конечные цели его борьбы — не только месть за Катюшу, как в ранних вариантах, но и полная победа над врагом. Например: „Через всю Румынию он лавой Пролетит дорогой огневой. Принесет стране родимой славу На своей машине боевой. 13»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=